На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Социально приемлемое поведение ребенка

Рекомендации для педагогов и родителей

«Социально приемлемое поведение ребенка»

(по материалам Стэнли Гринспен, детского психиатра)

 

Взрослый может помочь ребенку придерживаться социально приемлемого поведения. При ином поведении трудно не только окружающим, но и самому малолетнему «тирану», который не в силах справиться с собой. Таких детей можно разделить на пять типов: нервные (и капризные), погруженные в себя, неуправляемые, невнимательные, агрессивные.

 

Чувствительные дети

Сообразительны, хорошо говорят, легко настраиваются на чужую волну. Девочка с повышенной чувствительностью способна глубоко сопереживать и сочувствовать. Но при этом она любит поныть и похныкать, а порой и покомандовать (иногда все это – разом). В  школе  такая  девочка  может быть прилежной ученицей и схватывать все на лету. А может быстро переутомляться из-за большого потока новой информации, обилия людей и новых впечатлений. Очень болезненно воспринимает любое подшучивание. Ехидное замечание подружки – это трагедия, серьезная душевная рана и зачастую конец дружбе.

Сверхчувствительному ребенку трудно наладить отношения с ровесниками, и он часто выбирает роль пассивного наблюдателя. Этот ребенок подвержен вечной смене настроений. Это происходит потому, что чувствительные дети, подобно всем «трудным» детям, имеют более широкий диапазон поведения, чем их обычные сверстники.

Со временем в диапазоне поведения ребенка произойдут смещения, и «зрелые» формы потеснят инфантильные. Не стоит забывать, однако, что это долгий и постепенный процесс.

В школе такие дети хорошо учатся по предметам, требующим вникания в детали, например чтению, письму, иностранным языкам. Зато математика, где необходимо абстрактное мышление, вызывает трудности.

Эти дети легко «считывают» чужие чувства – по жестам, интонации, выражению лица, но в силу своей сверхреагентности они придают им непомерно большое значение.

В дополнение к этим сложностям восприимчивые дети часто с трудом преодолевают проблемы двигательного планирования.

Некоторые сверхвосприимчивые дети перевозбуждаются не только от внешних раздражителей, но и от собственных эмоций. Их чувства обострены до предела. Никаких полутонов. Грусть – это горе, удовольствие  – несказанное счастье, огорчение – вселенская беда.

Разумеется, данное описание весьма условно. Не все пугливые, застенчивые дети непременно сверхвозбудимы. И не все сверхвозбудимые пугливы и застенчивы.

 

Погруженный в себя ребенок

Это талантливый и умный ребенок, может отлично разбираться в компьютерах, играть в шахматы и видео игры. Он хорошо учится, особенно по математике и вообще естественным предметам, подолгу сидит за столом, тщательно готовя уроки, и читает много специальной литера туры. Но  он  упускает  возможность проявиться в тех областях, которые жизненно важны для эмоционального развития, – не покидает родных стен и не общается с другими детьми. Он рассуждает весьма умно, но на темы, которые очень далеки от тех, что интересны большинству подростков.

Со временем у такого ребенка может вы работаться негативная самооценка. «Я не приятный человек, – может решить он. – меня игнорируют и избегают. Нет смысла говорить с людьми». Или так: «не больно-то и хотелось. Я просто буду заниматься своими делами».

Вопреки тому, что может показаться, самоуглубленный ребенок отнюдь не предпочитает мир своих фантазий миру реальности. Просто в силу некоторых физиологических причин ему проще приноровиться к жизни, обратившись внутрь себя.

В отличие от высокочувствительного ребенка, который легко переутомляется от внешних раздражителей, такой ребенок нуждается в них как можно больше. Изобилие звуков, беспрерывный тактильный контакт, активные движения – вот что ему требуется. Он хорошо слышит, но почему-то (мы пока не знаем, почему) не сразу реагирует.

В школе он и ухом не поведет, когда в него с разгону врежется старшеклассник. И вообще он не слишком чувствителен к боли: даже не заплачет, если обожжется или порежется. В  ряде  сложных  ситуаций самоуглубленный ребенок может плохо понимать, что ему говорят. Это часто связано с проблемами обработки слуховой информации и восприятия речи. Слишком много усилий приходится прилагать, чтобы настроиться на другого человека.

 

Неуправляемый ребенок

Упрямый, непокорный, властный – неуправляемый ребенок умудряется из простейшего дела создать проблему. Его первая реакция на все что угодно – протест: «не хочу!», «нет!», «Почему я должен?!» Он упрям и исполнен протеста, но вместе с тем очень энергичен и настойчив.

Многие такие дети чрезвычайно умны: они всегда найдут изощренный контраргумент на ваши самые логичные разъяснения. Могут быть исключительно организованы и методичны, предусмотрительны и целенаправленны.

Тяготея к четкой организации и контролю, такой ребенок обычно предпочитает сосредоточить силы на одной задаче. В школе выбирает какой-нибудь один предмет, не любит перескакивать с темы на тему. Он ждет от себя только самых высоких результатов, он должен быть круглым отличником! Получив хоть одну четверку, он страдает и ругает себя почем зря: «Я тупица! Я самый тупой на свете!» Он также делается большим моралистом и резко критикует других ребят, например за то, что они «эгоисты».

Что касается эмоций, то неуправляемый ребенок в целом человек негибкий. Полутона ему чужды, он не хочет осознать, что разумный подход  – это зачастую компромисс.

Поскольку у него хорошо развито зрительное восприятие, он легко воспринимает цельный образ, но не слишком интересуется деталями. Если ему небезразлично, что его критикуют, то он будет крайне чувствителен к малейшему проявлению неуважения, которое заметит в свой адрес. Но и в этом случае он все равно упускает массу деталей, из которых складывается общение.

Задача заключается в том, чтобы расширить сферу его интересов, помочь ему улавливать намеки и видеть нюансы, в первую очередь, когда речь идет о чувствах.

По физическому типу неуправляемый ребенок во многом схож со сверхчувствительным: он плохо защищен от сенсорных раздражителей: звуки, запахи, прикосновения и образы, которые приятны многим из нас, его нервируют и утомляют. Но в отличие от чувствительного ребенка, который ноет и капризничает, этот стремится подчинить себе ситуацию, взять ее под контроль так жестко, как только может.

Несмотря на то, что неуправляемые дети обычно прекрасно владеют речью, они нередко предпочитают выдумывать свой «язык», а также пользоваться своими идеями, а не воспринимать чужие слова и мысли.

У него достаточно хорошо развито двигательное планирование, чтобы оставаться собранным и избегать ситуаций и проблем, которые могли бы его обескуражить. Например, он может четко, аккуратно выводя каждую линию, нарисовать человечков (ручки-палочки, ножки-палочки) в углу большого листа – когда учительница попросит нарисовать то, о чем она рассказывала. А чувствительный ребенок разбросает по всему листу и круги, и квадраты, и разноцветные загогулины, чтобы в итоге получилось то, что называется «полный раскардаш».

Неуправляемый ребенок тоже легко перевозбуждается, но в отличие от чувствительного старается использовать все свои силы, чтобы устоять и обуздать себя. Его стремление верховодить, командовать, неприязнь к новым ситуациям, впечатлениям и людям вызваны тем, что ему очень нелегко оставаться организованным и сдержанным. Неудивительно, что он так часто говорит «нет». Он противостоит своей склонности перевозбуждаться, ограничивая сенсорный и эмоциональный контакт и избегая всего нового.

 

Рассеянный ребенок

Ребенок ни минуты не может сосредоточиться, но проблемы концентрации внимания не связаны с определенным возрастом. Они очень распространены среди самых разных детей. Сейчас мы наблюдаем их даже и у младенцев, и у дошкольников. Ребенок не фокусирует внимание ни на родителях, ни на игрушках. Оно быстро переключается с предмета на предмет. Те, кто уже начал ходить, не воспринимают простейших слов и жестов.

Термин «расстройство внимания» все чаще используют учителя в школах. Многие из детей, у которых проблемы с учебой, получают диагноз «синдром дефицита внимания и ги-перактивности» (СДВГ). В ряде случаев их начинают лечить медикаментозно без должной проверки физических, психологических и умственных параметров развития. Хотя только после тщательного обследования можно заключить, в самом ли деле у ребенка синдром дефицита внимания (СДВГ), или такое поведение обусловлено иными причинами, которые требуют иного подхода.

Как устроен процесс концентрации внимания? Некоторые думают, что внимание  — пассивный процесс, когда ребенку нужно лишь по шире открыть глаза и уши, принимая информацию, исходящую от взрослого (или телевизора, компьютера и т.п.). Это не так. Концентрация на ком-то или чем-то всегда предполагает активное взаимодействие с субъектом или объектом. Все, что этому мешает, ослабляет и внимание. Помимо того, разочарование, неудовлетворенность и (очень человеческое) желание не взаимодействовать с тем, что сложно, приводят к тому, что ребенок пытается избегать таких ситуаций, чем чаще это происходит, тем более рассеянным становится человек.

Попробуйте выполнить нехитрое задание. Нарисуйте на листе простой лабиринт и пройдите его от начала до конца, не отрывая карандаша от бумаги. Не слишком трудно, верно? А теперь сделайте то же самое, но глядя не на лабиринт, а на его отражение в зеркале. О, это совсем иная задача. Ваши движения стали медленными, рука напряжена... да тут сам черт ногу сломит... надоело... все, хватит тратить время на эту глупость. Вы не получаете ни удовольствия, ни отдачи от своей работы.

Дети с проблемами внимания вынуждены постоянно выполнять действия, против которых восстает их организм. У них не возникает обратной связи в рамках процесса, и нет ни малейшего желания его продолжать. Ребенок, одаренный в математике, чтении, рисовании, охотно учится по этим предметам. Но если у него проблемы с построением цепочки последовательных поступков, или он плохо усваивает количественные данные, то осмысленность пропадает, организм не видит ничего «естественного» в том, чтобы читать, писать или решать задачи.

Большинство из тех, кто испытывает трудности в учебе, рассеянны и неорганизованны, особенно в тех областях, которые им плохо даются. Традиционно мы привык ли связывать проблему с конкретным предметом. Разумно было бы увязать эти проблемы с основными причинами, которые вызывают нарушения внимания: обработка информации, двигательная активность, реактивность (пониженная или повышенная). Ведь нередко «неспособность учиться» отчасти обусловлена сложностями в какой-то из этих областей. Например, трудности в решении математических задач обычно связаны с нарушенным визуально-пространственным восприятием, в написании букв – с проблемами моторики, а в исполнении устных команд и запоминании – с аудиовосприятием. Каждое нарушение может быть разбито на более мелкие, дробные части, и мы постоянно узнаем что-то новое о процессах, связанных с такими базовыми навыками, как счет, чтение, правописание и письмо.

 

Чрезмерно активный/ агрессивный ребенок

Легковозбудимый, напористый – он всегда в движении. Не идет, а бежит, не говорит, а действует. В школе такой мальчишка бывает зачинщиком всех шалостей и хулиганств. С другой стороны, он легко расстраивается, начинает злиться и обращается к пинкам, тычкам и драке, чтобы заполучить желаемое или выразить свое неудовольствие.

Злоба и агрессия – чувства, которых не удается избежать никому, ни взрослым, ни детям. Эти эмоции играют большую роль в развитии личности. Они так же важны для психологического роста, как любовь и тепло. И пока злоба и агрессивные чувства уравновешены близостью и сопереживанием, пока они подконтрольны, они могут принести очень большую пользу. Они подпитывают наше честолюбие, пришпоривают, подзуживают  и вдохновляют. И даже помогают осознать собственное «я». Ребенку необходим весь спектр чувств, включая и агрессивные, чтобы развивать растущее самосознание. Тогда он станет цельной личностью, готовой и к соперничеству, и к ответственной, заботливой любви.

Дети, склонные к агрессивности, равно как и сверхчувствительные, очень отличаются друг от друга. Например, некоторые агрессивны потому, что сверхчувствительны. А другие потому, что им необходим мощный сенсорный «входной сигнал». Какова бы ни была причина, а агрессия в ребенке может измотать нас до предела. Но если мы поймем ее психические и эмоциональные корни, то сумеем помочь ребенку вырасти эмоционально полноценным.

Если обстановка в семье неблагополучная, например, отец пьет и устраивает скандалы, то и взрывной, не владеющий собой мальчик легко может вырасти озлобленным хулиганом. Из тех, кто бьет других детей, дерзит учителям и родителям, а став постарше, входит в разногласие с законом.

Вот некоторые проявления, характерные для большинства таких детей. Им безразличны другие люди, потому что сами они лишены любви и заботы. Ребенок смотрит на другого человека как на вещь, которую можно отшвырнуть или сломать, если она ему мешает. Они не могут осознанно выразить свои желания, намерения и чувства. А ведь умение целенаправленно выражать свои ощущения (сначала невербально, а потом словами)  – базовый навык, которым должны овладеть все дети. Но многие дети, предрасположенные к насилию, никогда не обретают этого навыка. Столкнувшись с неким затруднением, они реагируют импульсивно – например, бьют – вместо того, чтобы распознать свою эмоцию и получить выбор.

Многим агрессивным детям требуются внешние раздражители повышенной силы. Ровно так же как высокочувствительный ребенок становится еще более осторожным и пугливым, если на него давить, активный усиливает свои природные проявления в стрессовой ситуации. В ответ на страх, на некое затруднение или на то, что его отругали, он может стать еще более навязчивым или агрессивным.

Поэтому родителям, учителям, воспитателям и другим специалистам, которые с ним работают, необходимо все время помнить, что есть опасность вступить в отношения конфронтации. Это не значит, что он не должен нести ответственность за свое по ведение. Должен. Но мы обязаны понимать, какие механизмы управляют его поведением, чтобы помочь ему выработать более гибкий способ взаимодействия с миром.

Не все агрессивные дети обладают одним набором типичных физиологических признаков. Есть, например, те, у кого, наоборот, повышенная реакция на раздражители. Он, как и чувствительные дети, слишком восприимчив. Такой чувствительный/ агрессивный ребенок тоже может тяготеть к тому, чтобы все контролировать и всем командовать. Он может быть очень деспотичным, и если вы будете с ним резки и требовательны, он испугается, а выразится это в физическом отпоре.

Ребенок, не воспринимающий невербальные знаки (из-за того, что никто их ему не подает, или из-за того, что у него проблемы с восприятием звуков и образов), неверно трактует происходящее. Учитель серьезен – ребенок думает, что тот шутит, и продолжает дурить и хулиганить. Учитель слегка раздражен – ребенку кажется, что тот в ярости, и он впадает в панику, а как следствие – в агрессивность. Он возится с приятелем, и тот говорит, что, мол, все, хватит, а ему кажется, что это не всерьез, и он продолжает с прежней силой.

Проблемы возрастают, если ребенок переходит в ту возрастную фазу, когда должна формироваться сфера эмоций. Не развив словаря невербальной коммуникации, не умея выразить эмоциональные потребности, он с большим трудом будет осваивать общение при помощи слов и символов. У него нет навыка представлять мысленно свои ощущения, а потому он лишен возможности продумывать свои поступки наперед.

Некоторые взрослые избегают темы гнева и агрессии в сюжетных играх и фантазиях, а также в разговорах. Когда хорошие солдаты начинают стрелять в плохих, они говорят: «нет, не надо никого убивать!» или «ну а пусть они лучше помирятся и станут друзья-ми». Понятно, нам всем хочется, чтобы дети мыслили мило и по-доброму, но не надо забывать – все мы люди, а человеку необходим полный спектр эмоций, от ненависти и ярости до любви и нежности. С другой стороны, мы в силах помочь ему перенести злобу и другие эмоции в мир воображения, где он может спокойно и с пользой проявлять их в рамках выдуманной коллизии. И тогда ему будет гораздо проще справляться с ними в реальной жизни. Они станут предметом обсуждения, потеряв свою запретность и негативность. Соответственно у ребенка появится возможность альтернативного выбора реакции. А вот если мы, опасаясь, что он будет делать так, как он говорит, не дадим ему возможности говорить, то мы оставим ему только возможность делать.

Как помочь активному/ агрессивному ребенку?

В первую очередь ребенок нуждается в полном чувстве защищенности и в поощрении. Во-вторых, ему очень полезно богатое взаимодействие на уровне жестов, мимики и т.д., а также, разумеется, полноценное вербальное общение. В-третьих, твердое знание того, что можно и чего нельзя, идея логичной структуры.

Ему также необходимо всячески развивать воображение и умение эмоционально мыслить  – в противовес желанию немедленно действовать.

И наконец, постоянный контакт со взрослыми, когда происходит обмен аргументами – и во время совместных игр, и даже в жарких спорах. Это опять же приучает его осознавать свои эмоции и занимать разумную позицию, а не совершать бессмысленные глупости.

В школе ему также было бы комфортно общаться с одной и той же учительницей в первых классах.

Все клинические исследования поведения детей с агрессивными или антисоциальными наклонностями подтверждают: такие дети чрезвычайно нуждаются в заботливом воспитании. Поддержка в семье, учи-теля, с которыми установились добрые, уважительные отношения,  – все это помогает такому ребенку укрепить чувство защищенности и привязанности.

Вот три ступени, которые очень важны в любом случае: первым идет внимание, затем вовлеченность и наконец – то, чего вы, собственно, от него хотите.

Когда вы что-то ему говорите, используй  те «принцип нарастания». Сначала мягко, не громко, потом пожестче, и так далее. Все слова и интонация подтверждаются выражением лица и позой. Даже если вы уверены, что при десятибалльной шкале нарастания он отреагирует только на «восемь-девять баллов», начинайте всегда с «единицы». Ребенок должен иметь шанс откликнуться не на приказ, а на просьбу.

Приучить ребенка обдумывать и осознавать свои действия нелегко. Прежде всего «“да”и “нет”не говорите». Ищите такую форму ответа, которая заставит его задуматься. Хотя бы на пять секунд! Это уже победа.

Вовлекайте его в дружелюбный диалог. Переключайте его внимание с заурядной концентрации на слове «хочу» на что угодно другое – забавное, интересное, новое для него.

Постепенно он научится контролировать свои сиюминутные импульсивные желания. И выбирать такое поведение, которое предполагает понимание результатов.

Таким образом, доверительные отношения, насыщенное общение, творческий подход к самым элементарным вещам способны направить энергию нашего «агрессора» в мирное русло.

Трудные дети – это всегда напоминание нам, что в воспитании каждый случай исключительный.

Последнее обновление: 27.11.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"