На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Дидактическая память класса/ группы: что это такое?

Методические рекомендации для педагога

по теме «Дидактическая память класса/ группы: что это такое?»

(по материалам Филиппа МЕРКУЛОВА)

 

Опытный педагог знает, что отдельно взятый ученик осваивает и запоминает материал не так, как группа детей (класс). Для обозначения этого явления есть даже специальный термин – дидактическая память класса. И большинство педагогов неосознанно работают именно с этими общими представлениями группы. Поэтому так часто звучит на занятии во множественном числе: «Помните, мы…»

На самом деле эти приступы коллективного «склероза» вполне объяснимы и поправимы.

Знание особенностей группового запоминания позволяет педагогу компенсировать «белые пятна» в памяти каждого конкретного ученика и не тратить времени на классическое «повторение пройденного». Исследования доказывают: примерно треть всего, что рассказывает педагог или сообщает учебник, потом не упоминается, не применяется в дальнейшей работе. Это фон, который необходим для восприятия главного, возможность разным ученикам найти свой подход к теме.

           

Особенность 1.

Чтобы свободно оперировать фактами, полученными сведениями, ученикам недостаточно выслушать доходчивые объяснения или добросовестно выполнить домашнее задание. Им необходимо снова и снова вместе с педагогом возвращаться к пройденному, с разных сторон и в разных ситуациях, с учетом сегодняшнего опыта, с пониманием перспективы. Для этого не нужно проводить бесконечные занятия повторения.

Можно двигаться дальше, понимая, что всякая новая информация присваивается путем встраивания в систему уже существующих представлений о предмете и почти всегда требует существенного пересмотра, реструктуризации имеющегося багажа.

           

Особенность 2. Память места.

Как известно, всякое воспоминание располагается во времени и пространстве. Это справедливо и для дидактической памяти: «Мы так делали в пятом классе», «Помните, на прошлом занятии, как раз перед уходом?»

Лучше всего помнится – и это важный временной ориентир – сложная работа, зачет. От этого момента уже проще вернуться в «накануне». Активизирует общую память группы не только учебный кабинет со всеми подробностями интерьера («Ты же сам вот на этой карте показывал», «Я как раз у доски отвечал»), но и тетради учеников («Это вы уже записывали»). А если в учебном классе остаются «вещественные доказательства» пройденного материала (собственного изготовления развертки геометрических фигур, комиксы о правилах выполнения в сложных ситуациях, модели вулканов, схемы работ и чертежи), бывает достаточно рукой махнуть – и забытое возвращается.

           

Особенность 3. Главный «вспоминательный» источник для учеников – педагог.

Лицо педагога, интонации его голоса помогают детям удерживать в памяти то, что еще не приобрело для них форму личного знания. Поэтому совсем не странно, что на уроке русского языка многие ученики пишут гораздо грамотнее, чем на истории. Эта закономерность, увы, сказывается на результатах диагностических работ, которые проводятся иногда в другом помещении, в отсутствие «своего» учителя.

           

Особенность 4. Непрерывность и разрывы.

Для общего запоминания важна периодическая повторяемость. Чем свежее знание, навык, тем чаще стоит к нему возвращаться. Не обязательно впрямую:

- ассоциативно («напоминает деление дробей»),

- по аналогии («так же как и у существительных, у прилагательных»),

- по контрасту («в отличие от царя Алексея Михайловича Петр Первый»).

Такие напоминания «впроброс» – не просто повторение, но иной угол зрения, новая связь, шанс встроить новое знание в сложившуюся схему. Или изменить саму схему.

А еще – выделение главного, принципиального в наборе сведений.

Впрочем, перерывы в повторении также необходимы. В это время ученики самостоятельно «обрабатывают» материал, обдумывают его, формируют личное отношение к тому, что недавно узнали.

           

Особенность 5. Ритуалы.

Чтобы ученикам легче было вспоминать, педагог создает для этого более или менее постоянные условия:

1) выбор определенного времени (как правило, в начале занятия или в конце);

2) формы работы (ученик у доски – общее воспоминание строится на анализе его ответа) или ситуации (скажем, все по очереди рассказывают выздоровевшему после болезни, как поняли смысл последних занятий – дополняя и поправляя друг друга);

3) популярны своего рода «ритуальные жесты»: чтоб напомнить (подчеркнуть важность запоминания), педагог диктует группе формулировку и одновременно фиксирует ее на доске. Или по ходу занятия записывает на доске важные для дальнейших рассуждений высказывания учеников, по мере необходимости возвращая школьников к пропущенному звену в логической цепи.

           

Особенность 6. Фактор времени.

К сожалению, на запоминание и присвоение нового ученикам требуется время, и каждому ученику – свое.

Быстро вспоминается только механически вызубренное. Но таким «непереваренным» в сознании блоком информации невозможно оперировать. Мысль, опыт действия, к которым мысленно возвращается ребенок, разворачиваются в его сознании шаг за шагом. Цепочкой рассуждений, гипотез, выводов. Но для этого необходимо и самому высказаться и услышать других.

Поэтому главное правило настоящего образования – никуда не спешить, позволить себе терять время. И воспринимать все «проволочки» и возвращения к прошлому как дополнительные возможности.

 

Особенность 7. Но как сохранить в общей памяти то, что должно быть выучено и присвоено, причем не только отдельным учеником, но и группой?

Для того чтобы новые темы осваивались учениками «всерьез и надолго», придумано немало приемов.

            1. Для этого факты, формулировки, алгоритм действий сначала должны попасть в категорию более или менее ясных воспоминаний о событиях или ситуациях: «О том, кто что говорил, где это было написано, какой картинкой проиллюстрировано?»

И в какой-то момент педагог может предложить тем, кто разделяет с ним это воспоминание, рассказать о своем «видении». Тут-то и начнут сталкиваться индивидуальные версии и понимания, сближаться представления.

В случае возникновения неразрешимых противоречий свое веское слово произносит педагог, ведь он, разумеется, лучше всех помнит, как было на самом деле, и способен отсечь нежелательные направления рассуждений от потенциально плодотворных. Так от одного повторения к другому рождается канонический текст.

Воспоминание, воспроизведенное, пересказанное учеником, – это помимо прочего еще и возможность для педагога увидеть индивидуальный способ мышления ребенка, выстраивания им собственных связей, ассоциаций, отличающийся от предложенного педагогом.

            2. Однозначно повышает вероятность попадания тех или иных сведений в общую дидактическую память класса возможность что-то записать, зафиксировать. При этом педагог не акцентирует внимание на ошибочных ходах, несостоятельных версиях. Ученики сосредотачиваются на том, что признается достойным запоминания.

            3. Два маневра возвращения

Как правило, на занятии педагог обращается к пройденному материалу в двух принципиально отличных ситуациях:

а) группа, индивидуально или по микрогруппам, работает над решением какой-нибудь задачи. Отвечая на вопросы детей, подсказывая, поправляя, педагог напоминает то, что непосредственно связано с практической деятельностью. Помогает увидеть истоки ошибки, причины затруднения. Его напоминания обращены в прошлое;

б) в момент фронтального объяснения материала, подведения итогов напоминания педагог обращен в будущее, в перспективу. Это восстановление смысла работы, логики предмета. Опора для следующего шага.

            4. Педагог на замену

Чужой педагог в классе – человек, у которого нет с этими детьми общего прошлого. Он не знает, как объяснялась тема, какие задачки решались, какие трудности были самыми непреодолимыми.

С одной стороны, ребятам придется его ввести в курс дела. То есть «сжать» прошлое до размеров нескольких предложений, выстроить его заново не в хронологическом порядке, а в соответствии с логикой предложенной работы. Полезная задача для ученика! И взрослый понимает, как уложилось в детской голове новое знание.

С другой стороны, у нового педагога своя логика, оригинальные подходы к материалу. Договориться с коллегой о «замене» на пару уроков – реально. Тем более что услуга может быть взаимной.

            5. Принцип айсберга

Речь не о глубокой подводной части ледяной горы, а о ее стремительном таянии под лучами солнца. Так же неудержимо тают учительские подсказки при обращении к изученному материалу. Если поначалу педагог, в сущности, сам проговаривает нужную формулировку, правило, от ученика требуется лишь подтвердить понимание. Педагог постепенно сокращает собственное высказывание, предлагая ребенку продолжить мысль.

            6. Список глупостей

У каждого человека есть привычные ошибки. «Я всегда это путаю (забываю)». Можно предложить ученикам составить список личных затруднений, всяких досадных оплошностей. Даже если пока не получается понять причины проблем и тем более устранить их, перечень поможет быть начеку в самые опасные моменты работы. Такой список можно разрешить взять с собой и на контрольную. Не шпаргалку с формулами, а напоминания о том, что нужно проверять с особым усердием.

Последнее обновление: 10.02.2014

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Оценка качества

Добрый день!

С целью повышения качества условий осуществления образовательной деятельности нашей организации просим Вас принять участие в анонимном анкетировании.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Чтобы принять участие в анкетировании пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.нсок.рф/опрос.

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"