На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Психологические портреты проблемных детей

«НЕУДАЧНИКИ»

Основной психологической особенностью при неблагоприятном варианте развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка окружающих, трудности в общении и т.п. Это сказывается во всех сферах жизни ребенка.

В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка появляется тревога, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Это, в свою очередь, вызывает отнюдь не улучшение, а ухудшение результатов.

Таков механизм возникновения порочного круга - волнения, опасения, беспокойства, нарушая деятельность ребенка, ведут к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех, в свою очередь, заставляет ребенка волноваться, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее разорвать этот круг. И неуспешность становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем сильнее он волнуется. Волнение еще больше снижает результаты работы. Из-за этого контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий.

О том, что у ребенка формируется «синдром неудачника», который его тяготит, можно говорить только в том случае, когда он исполнителен, послушен, беспрекословно выполняет требования взрослых.

Нередко порочный круг запускается необоснованно завышенными ожиданиями и требованиями со стороны родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка воспринимаются родителями, а значит, и им самим, как неудачи. Хотя всем известно, что «тройка» означает «удовлетворительно», родители часто рассматривают эту отметку как неудовлетворительную.

Развитие по типу «неудачник», независимо от исходной причины, имеет определенные проявления. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревоги, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (учителями, родителями).

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, результаты в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь бороться с возникшими у ребенка трудностями, устраивают дополнительные занятия. Это приводит к астении, которая еще больше тормозит развитие, усиливая общее неблагополучие ситуации.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка наблюдается «синдром неудачника», служит сочетание следующих данных:

  • низкие достижения ребенка;
  • высокий уровень тревоги, беспокойства, неуверенность в себе;
  • установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, дающихся взрослыми.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния.

           

СОВЕТЫ

 

Главное, что должны сделать взрослые, чтобы переломить синдром неудачника – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке работы ребенка надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное – ни в коем случае не сравнивать весьма посредственные результаты ребенка с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, способным реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен – в спорте, в хозяйственно-бытовых делах, в компьютерных играх или в рисовании – это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что, если он научился делать хорошо какое-то одно дело, то постепенно научится и всему остальному.

Родителям и учителям необходимо отбросить нетерпение: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревоги и неуверенности в себе не может произойти за одну неделю. В первую очередь, необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижаются опасения, связанные со школой, и начинают накапливаться некоторые достижения.

Итак, чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:

  • обеспечить ему ощущение успеха;
  • снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!);
  • хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения:
  • обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

 

Фогель Алина,

педагог-психолог МБОУ ДОД ЦДТ

Последнее обновление: 13.02.2014

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"