На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Игровая программа

Методические рекомендации для педагогов по созданию игровых программ

«УСПЕШНЫЙ ЗАМЫСЕЛ»

 

Сложно организовать экспромт. Успешность игры напрямую зависит от уровня подготовки к ней, и делится своим опытом.

 

Название

Игровые программы – это некий замысел ведущего, воплощенный в определенной игровой форме и наполненный игровым содержанием.

Всему необходимо дать название, и эту задачу нельзя недооценивать.

Придумывая название игровой программе, имеет смысл избегать ряда типичных ошибок:

1) выбор в пользу банальных, неинтересных названий, которые являются или устаревшими, неактуальными для современных детей и вызывают у них отрицательные эмоции (например, «А ну-ка, девочки»), или очень традиционными, стереотипными (например, «Веселые старты», «Олимпийские игры»);

2) дублирование в названиях игровых программ названия телевизионных телепередач, что очень часто не только является необоснованным (форма проведения может не соответствовать содержанию), но и вызывает у детей и подростков неправильную реакцию: ожидали одного, а получили совсем не то;

3) смешение понятий «название программы», «тема программы», «форма проведения программы».

Например, игровая программа с названием «Виды спорта» действительно посвящена различным спортивным состязаниям, но название не выполняет своих функций. По сути, в данном случае автор перепутал понятия «тема игровой программы» и «название», подменив одно другим;

4) создание слишком длинных, трудно запоминающихся названий. Такие названия часто связаны с цитированием неких поэтических строк, афоризмов, часто трудно запоминаются детьми,

не воспринимаются ими как название именно игровой программы.

           

Название игровой программы призвано выполнять следующие функции:

- привлекать внимание потенциальных участников, формировать интерес, даже интриговать;

- вызывать желание принять участие, посмотреть, понять, что же будет;

- давать достоверную информацию о предстоящем действии, будить воображение;

- указывать или намекать на форму проведения игровой программы, используя наименования некого типа: соревнование, поединок, шоу, конкурс.

Приведу несколько удачных названий из методической литературы, вызывающих интерес у детей: «Шар-ах-шоу» – название, основанное на лингвистической игре;

                     «Турнир рыцарей сугроба и снежка» – название, ориентированное на эмоциональ-

                     ную реакцию потенциальных участников;

                     «Академия несерьезных наук» – название, которое несет в себе противоречие и ин-

                     тригует.

 

Деление на группы

Психологический смысл игровой программы во многом состоит в том, что мероприятие проводится именно как соревнование команд и предусматривает:

а) совместное принятие решений при ответах на вопросы;

б) совместное придумывание и инсценирование;

в) совместное фантазирование и обсуждение решений;

г) выбор одного или нескольких участников для выполнения заданий.

В процессе игры у участников появляется не только опыт совместной групповой работы, но и наглядная иллюстрация результатов работы группы:  выигрыш или проигрыш, и еще -  отношения, сложившиеся во время игровой программы.

Часто сами условия проведения предусматривают, что в игровой программе участвуют уже статичные группы (классы, отряды). Это, с одной стороны, несколько облегчает задачу ведущего, но, с другой стороны, ограничивает возможности участников. Ведь в устойчивых группах, как правило, наблюдаются уже сложившиеся отношения, и детям будет сложно проявлять себя как-то по-другому. Если речь идет о школьном классе, то это слишком многочисленная группа для игровых программ, в которой сложно организовать равнозначное участие всех участников.

Эффективно делить участников на небольшие группы (по 5–7 человек).

Большое количество команд – это определенные сложности в работе ведущего, проведении и отслеживании результатов, необходимости большого количества игрового материала, а также дополнительно усиление шума, но это, безусловно, и большая результативность игровой программы.

К плюсам большого количества команд с малым количеством участников можно отнести:

1) максимальную включенность всех участников в игровую программу (сидеть в стороне и просто наблюдать за игрой в данной ситуации уже не получится);

2) возможность всем поучаствовать в том или ином конкурсе;

3) более тесный контакт между детьми, установление дружеских связей.

Деление группы на команды должно органично вплетаться в игровую программу. Есть огромное количество способов и вариантов такого деления. Например:

Свободный выбор

Выбираются капитаны команд (по количеству групп, которые планируется создать для участия в игровой программе), которые, в свою очередь, выбирают по одному игроку в свою команду.

Вторые игроки выбирают третьих, третьи – четвертых и так далее. Ведущий может обозначать роли выбираемых. Например, «директор школы» выбирает «завуча», «завуч» выбирает «учителя математики», «учитель математики» – «учителя литературы».

Хорошо, когда роли, обозначенные ведущим, соответствуют теме игровой программы. Дети очень любят именно этот способ деления на команды, потому что возможность оказаться в группе с человеком, близким тебе, очень велика. Многих несколько смущает тот факт, что в конце деления остаются два-три человека, не выбранных никем, тут возможен вариант наоборот: оставшиеся выбирают команду, в которой хотели бы играть.

Жеребьевка

Этот вариант деления на 2 команды идеален. Ведущий проводит жеребьевку, во время которой все участники получают жетон или с крестиком, или с ноликом, чем и определяется принадлежность к команде.

Жеребьевка возможна при любых обстоятельствах. В качестве жетонов могут выступать карточки разного цвета (в результате получатся команды красных, синих, зеленых), разной геометрической формы (в результате получатся команды круглых, квадратных, треугольных), с разными изображениями.

Достаточно серьезный недостаток жеребьевок состоит в абсолютной непредсказуемости состава участников команд.

Усложненная жеребьевка

Этот способ деления, по сути, самостоятельная игра. Вариантов таких жеребьевок множество. Например, игровая программа, посвященная празднованию Нового года, предполагала участие семи команд. К началу игровой программы общее количество участников составляло 35 человек. Соответственно, каждая из семи открыток была разрезана на пять частей. Детали всех открыток смешаны в мешке Деда Мороза. Задача игроков состояла в том, чтобы собрать открытку и собраться всем вместе. Открытка может быть заменена репродукцией, портретом, связанными с темой игровой программы. Такую же роль могут выполнять известные стихотворения, разрезанные построчно.

Такой способ деления на команды предполагает высокую активность по поиску членов именно своей команды, активное взаимодействие между участниками. Конечно, организовать такой способ жеребьевки проще в группе до 50 человек. И если количество участников игровой программы непредсказуемо, то сам процесс вырезания должен происходить непосредственно перед жеребьевкой, чтобы не ошибиться в подсчетах.

Организация и замысел игровой программы определяет и наименование групп-участниц. Если проводится игра на морскую или космическую тематику, то группы лучше называть экипажами, если речь идет о профессиональном соревновании, то трудовыми коллективами. Подобных названий много: команды, звенья, театральные труппы, трудовые бригады, компании.

 

Победа проигравших

Одним из мотивов включения в игру человека является естественное желание попробовать свои силы, быть успешным, выиграть.

Проигравшие дети часто бурно выражают свои эмоции, расстраиваются, даже плачут.

Задача педагога: учить участников проигрывать достойно.

И это повод для игрового последействия, то есть обсуждения причин проигрыша, возможных вариантов поведения в игре для того, чтобы добиться успеха в следующий раз.

По сути, реакция детей на проигрыш – это своего рода отправная точка для дальнейшей работы с ними.

Проигрывать для детей полезнее, чем выигрывать. Ведь ни для кого не секрет, что с успехами, победами в жизни мы, как правило, справляемся легко, победителю легче быть великодушным, добрым, щедрым. Иначе дело обстоит с жизненными сложностями, проблемами, неудачами. Справиться с ситуацией, в которой ты чувствуешь себя проигравшим, не потеряв оптимизм, непросто, сохранять при этом чувство собственного достоинства, не повторять свои собственные ошибки, а извлекать из них уроки получается у совсем немногих. Эти жизненные навыки можетпомочь приобрести ребенку игра, а точнее, взрослый, оказавшийся рядом во время проигрыша в игровом процессе.

Вот примерный алгоритм поведения, необходимой реакции взрослого на детский проигрыш.

1. Проговаривание чувств и желаний ребенка в связи с игрой и проигрышем: «Я знаю, как ты ждал эту игру (задание, конкурс), и понимаю, что тебе очень хотелось выиграть. Сейчас тебе обидно, что ты проиграл».

2. Проговаривание своих чувств по поводу проигрыша: «Мне тоже хотелось, чтобы ты (наша команда) выиграли. Мне тоже обидно».

3. Проговаривание уверенности в том, что возможен успех, и готовности помочь в его достижении: «Я уверен, что мы обязательно сможем выиграть. Когда ты успокоишься, мне очень хотелось бы поговорить о том, как сделать так, чтобы в следующий раз мы смогли добиться большего успеха».

4. Указания на реальные предпосылки к выигрышу, успехи в прошедшем игровом процессе: «Я знаю, что у нас все получится, тем более что сегодня у нас получилось (нам  удалось)..., значит, у нас есть возможность выиграть в следующий раз».

5. Определение сроков следующей игры и тренировок, подготовки к ней и демонстрация готовности оказать помощь и поддержку: «Я знаю, что следующая игра запланирована на..., у нас есть… времени, когда мы сможем потренироваться, мне очень хочется, чтобы мы подготовились вместе».

Схема поведения взрослого может варьироваться и изменяться в зависимости от ситуации и детей. Но важно сохранять идею о том, что любой проигрыш неприятен, но исправим, если приложить усилия и проанализировать полученный опыт.

В ситуации же, когда из игры в игру побеждает дружба,что, по сути, является результатом боязни взрослых увидеть негативные реакции детей на неудачи, мы оказываем детям медвежью услугу, лишая их опыта проигрыша и выигрыша и переживания эмоций, связанных с этими фактами. К тому же рано или поздно дети раскусят эту взрослую хитрость, и игровая деятельность, привносимая взрослыми, будет обесценена. Любое соревнование будет восприниматься как формальность и фикция. Справляться с таким отношением к игре достаточно сложно, тем более, что дети начинают устойчиво негативно реагировать на игровую деятельность вообще.

Фразы типа «зачем так расстраиваться, вы же не корову проиграли» демонстрируют нечувствительность взрослого к эмоциям, желаниям, потребностям детей. Ведь детям действительно очень хотелось выиграть, раз они плачут. И в этот момент им нужна поддержка, которая заключается в понимании и признании их желаний и разочарований.

Ну и, конечно, всем известная фраза «главное не победа, а участие» тоже не может считаться безупречной реакцией взрослого. В самóй фразе заключена очень мудрая мысль о том, что главное не всегда результат, порой важнее процесс. И удовольствие можно получить от самой игры, а не только от победы. Но до такого понимания игры детям, как правило, надо дорасти.

 

Командная работа

Это одна из самых сложных задач – организовать игру изнутри, в командах.

В данном случае понятие «организовать» синонимично словам «показать, как», «объяснить», «продемонстрировать». Чаще всего у детей не получается принять совместное решение потому, что они не знают, как это делается, просто не имеют такого жизненного опыта.

Можно использовать следующий алгоритм и условия организации командной работы:

1. Рассадить игроков так, чтобы все могли в равной степени проявлять активность, – лучше в круг.

2. Выяснить, как игроки поняли смысл задания и игровую инструкцию.

3. Структурировать игровую задачу, то есть поэтапно описать то, что предстоит сделать.

4. Распределить, кто что делает, по желанию, с помощью опроса мнений либо путем голосования.

5. Обеспечить команды достаточным количеством инвентаря.

С каждым последующим заданием алгоритм организации повторяется, полномочия взрослого делегируются наиболее активным и способным к организационной работе игрокам – так и снижается роль взрослого.

Вводить игровые титулы, например: «Барон фантастики», «Рыцарь книги», «Директор самовара».

Безусловно, организация подобного рода деятельности в каждой команде возможна только при совместных усилиях нескольких человек.

Изначальное наличие единомышленников, готовых помочь, но и понимающих, как это делать, значительно облегчает проведение игровых программ. Это могут быть коллеги, родители, а также сами дети. Например, капитаны команд, которых можно собрать перед игровой программой и рассказать им, что предстоит делать. Речь в данном случае идет о том, чтобы направить подростков-лидеров на организацию совместной деятельности. Нет необходимости знакомить детей с содержанием заданий, имеет смысл объяснить форму проведения и особенности организации группы.

Такого рода работа не просто полезна, но и интересна подросткам, так как отвечает их возрастным особенностям: потребности в признании их взрослости и самостоятельности, самоутверждении, наличии конкретного дела, в котором они могут попробовать свои силы.

В данном случае также важно предусмотреть сменность лидерского состава, то есть перед каждой игровой программой определять новых капитанов команд, организующих группу.

В любом случае при большом количестве команд важно привлечь к проведению игровой программы одного помощника, который будет страховать часть команд, в то время как вторую часть ведущий возьмет на себя.

Последнее обновление: 26.01.2015

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Ц в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Оценка качества

Добрый день!

С целью повышения качества условий осуществления образовательной деятельности нашей организации просим Вас принять участие в анонимном анкетировании.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Чтобы принять участие в анкетировании пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.нсок.рф/опрос.

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"