На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Игровая экология - Берегите природу! Защитите ель и сосну!

Автор: Пархоменко Елена Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ, г. Усть-Илимск

 

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе

"Игровая экология", 1 год обучения

Тема "Берегите природу! Защитите ель и сосну!"

 

Занятие для обучающихся 1-2 класса.

Продолжительность 45 минут.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Цель: закрепить и углубить знания обучающихся о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Задачи:

- формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;

- развивать речь обучающихся  через составление связных рассказов, образование множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много»;

-  развивать мелкую моторику, способность к творчеству;

- воспитывать экологическое мировоззрение, способность радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Берегите природу! Защитим ель и сосну!», мультфильм «Как ежик и медвежонок встречали Новый год», аудиозапись песни «В лесу родилась елочка», цветные карандаши, альбомные листы.

                                       

Ход занятия

  1. I.           Организационный момент.
  2. II.        Сообщение темы занятия.

Упражнение «Загадки»

 – Ребята, наш урок я хочу начать с загадок:

 

У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки.
Вокруг ёлки хоровод,
Что за праздник? … (Новый год)

Мы его сегодня ждём,
Так давайте позовём.
Он подарки нам принёс,
Ну-ка дружно! … (Дед мороз)

Мы сегодня так устали,
Пели песни и плясали.
Хоть зима, а здесь нам жарко.
И в мешке нас ждут … (подарки)

Время ёлку зажигать,
Веселится и плясать.
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка … (гори)

Вся нарядная в игрушках,
Вся в гирляндах и в хлопушках,
Не колючая ни сколько,
Ну конечно это … (ёлка)

 

 

Рассказ педагога с проблемными вопросами:

-Все загадки были о прекрасном новогоднем  празднике.  Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом городе и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях и узнаем от кого и почему их надо беречь.

- Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь?

- Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).

- Сосна и ель друг на друга похожи.

- Чем? (Ответы детей).

 У них есть иголки и они круглый год зеленые.

Упражнение на сравнение «Иголочка»

- А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна. (Дети повторяют хором, затем по одному).

 

- Взгляните на эти две картинки на слайде.

- Какая из этих веток сосновая, какая еловая?

- Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

 

Рассказ педагога:

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ на слайде), а это шишка сосны (показ на слайде). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».

- Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

 

Дидактическое упражнение на развитие речи «Один-много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

 

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Снег – много снега.

 

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.

 

 

Рассказ педагога:

Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

- Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева?

- Кому очень нужны шишки? (Ответы детей).

 Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ на сладе). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А  у сосны корни  очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

Динамическая пауза «В лесу родилась елочка»

Динамическая пауза проводится под песню «В лесу родилась елочка». Дети берутся за руки и встают в хоровод, а один ученик становится в центр хоровода и исполняет роль елочки. Под звучание песни дети напевают знакомые слова и водят хоровод.

 Беседа с проблемными вопросами:

- Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев? Какая?

Ель и сосна –  верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого».

- Давайте подумаем, почему?

- Чистый ли в городе воздух?

- Чем он загрязняется?

- А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). 

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

 

Творческая игра «Сказка про елку»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

   «Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку  очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и  лисичку  елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.

   Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)

   Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга.

 

Беседа с проблемными вопросами:

-Ребята, как можно сохранить елочки и сосны во время новогодних праздников?

(Ответы детей. Да, можно купить искусственную ель или нарядить живую ель во дворе).

- И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат елочки и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Художественное слово «Живи, елочка!», автор Ирина Токмакова

Педагог читает стихотворение:  

Мне елку купили!

Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень -

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто — ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

Упражнение на развитие моторики «Елка»

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Педагог читает:

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локоточки поднимите,

Ну а пальцы – разведите.

Рисование по теме «Новогодняя елочка»

-Ребята, а теперь нарисуйте свою новогоднюю елочку (Дети рисуют).

 

                                            Речевая  игра «Елка» (Елена Благинина)

Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте:

На дворе снежок идет, скоро праздник… (- Новый год!)

Мягко светятся иголки, хвойный дух идет …(- От елки!)

Ветви слабо шелестят, бусы яркие… (- Блестят!)

И качаются игрушки - флаги, звездочки, … (- Хлопушки!)

Нити пестрой мишуры, колокольчики…(- Шары!)

Рыбок хрупкие фигурки, птицы, лыжницы,…(-Снегурки!)

Белоус и краснонос под ветвями …(- Дед Мороз!)

Ну а елка, просто диво! Как нарядна, как …(-Красива!)

Вот огни зажглись на ней, сотни крошечных …(- Огней!)

Двери настежь, точно в сказке, хоровод несется в…(-В пляске!)

И над этим хороводом говор, песни, звонкий смех…Поздравляю с…(-Новым годом!)

С новым счастьем сразу…(- Всех!).

 

III. Итоги занятия. Беседа

- Чем отличается ель от сосны?

- Какова польза хвойных деревьев?

-  Почему их нужно беречь?

IV. Просмотр мультфильма «Как ежик и медвежонок встречали Новый год».

Последнее обновление: 25.01.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Оценка качества

Добрый день!

С целью повышения качества условий осуществления образовательной деятельности нашей организации просим Вас принять участие в анонимном анкетировании.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Чтобы принять участие в анкетировании пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.нсок.рф/опрос.

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"