На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Игровая экология - Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга

Автор: Пархоменко Елена Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ, г. Усть-Илимск

 

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе

"Игровая экология", 1 год обучения

Тема «Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга»

 

Занятие для обучающихся 1-2 класса.

Продолжительность 45 минут.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о редких и исчезающих животных и растениях.

Развивающие: развивать наблюдательность, речь, упражнять в умении классифицировать животный мир.

Воспитательные: воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к природе;  - сформировать убеждение о бесценности природы, подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

 

Оборудование: презентация к уроку «Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга», мультфильм «Мама для мамонтенка».

 

Ход занятия:

I.Орг. момент. Игра «Кто меня слышит?»

 - Кто меня слышит? Хлопните «Раз» (дети хлопают в ладоши).

- Кто меня слышит? Хлопните «Два» (дети хлопают в ладоши два раза).

II. Слово педагога.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о редких растениях и животных  нашей планеты, которые оказались под угрозой исчезновения. О каких представителях растительного и животного мира пойдет речь, давайте узнаем из загадок:          

Я - травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)

 

Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)

 

Кувшинчики и блюдца,
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки)

 

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звона нет. 
(Колокольчики).

Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. 
(Подснежник)      

 

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард)

Длинный коготь, острый клык,
Лютый нрав и грозный рык…
Лишь чуть-чуть, совсем немножко
Схож с домашней рыжей кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это?
(Тигр)

По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
(Крокодил)

 

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...
(Черепаха)

У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры!
(Олень)  

Беседа.

 

 

- Ребята, но, конечно же, это далеко не все растения и животные, которые в наше время считаются редкими.

- Какие редкие, исчезающие или исчезнувшие растения и животные вы можете назвать сами?

- Ребята, а вы не задумывались, почему их называют – редкие?  (Ответы детей).

- Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие -

из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

- Посмотрите на эти картинки. (Показ слайда). Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

И только тогда, когда многие растения и животные стали исчезать с лица Земли, люди задумались о том,  как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа?

Художественное слово:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни.

На помощь пришли ученые, которые решили издать Красную Книгу. – Ребята, как вы считаете, почему именно решили создать красную книгу, а не книгу какого-либо другого цвета?  

Дело в том, что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга. (Показ слайда). Есть и Красная Книга России и даже Иркутской области.

- Как вы думаете, от человека зависит красота природы?  Всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).

  А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

 - Взгляните на эти картинки. (Показ слайда). На нем изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках? (Ответы детей).

Краткий рассказ педагога (по слайдам презентации) о растениях (ирис, ландыш, кувшинка, подснежник, колокольчик) и животных (леопард, тигр, олень, крокодил, черепаха).

Физминутка «Дикие животные»

 

Встанем, надо отдохнуть,                Крадемся тихо на носочках

Наши пальчики встряхнуть.            Как лисы бродят по лесочку.

Поднимайтесь, ручки, вверх,           Волк озирается кругом,

Шевелитесь, пальчики, –                  И мы головки повернем.

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

                                    Теперь садимся тише, тише –

                                     Притихнем, словно в норках мыши.

                                     Ходил медведь по лесу,

                                     Топтался и рычал.

                                     Хотел он очень меда

                                     А где достать – не знал.

Игра «Узнай меня»

- Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай меня».  На слайде представлены изображения братьев наших меньших, ваша задача классифицировать их по группам: «Насекомые», «Птицы», «Звери», «Морские обитатели». (Работа детей по слайду презентации)

- Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ слайда). Многие из этих растений вам знакомы. Какие? (Ответы детей). А ведь их тоже осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. - Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Кто знает, как называется заповедник, расположенный в нашей Иркутской области? (Ответы детей). На территории Иркутской области находится Байкальский заповедник (Показ слайда).

В 1969 году был организован Байкальский заповедник, на территории которого расположены охраняемые природные комплексы южного Прибайкалья и побережья озера Байкал. Общая площадь заповедника составляет 165,7 тысяч гектаров. Всего в заповеднике насчитывается более 1000 видов животных, которые принадлежат к 8 отрядам и 87 семействам. Флора Байкальского заповедника достаточно широка и разнообразна. На данной территории насчитывается около 840 видов  растений, что является дольно значительной цифрой для территории такого размера. По всей территории Байкальского заповедника находится около 30 рек, самые крупные и знаменитые из которых – Выдрино, Переемная, Темник и Мишиха. Основной деятельностью заповедника является сохранение, и восстановление природы южной части Прибайкалья.

- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей).  Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы (показ слайда):

        1. На природе запоминать увиденное.

        2. Ходить по тропинкам

        3. Не ломать ветки деревьев.

        4. Не топтать цветы, травы.

        5. Не кричать, не включать громко музыку.

        6. Не лезть в птичьи гнезда.

        7. Не ловить насекомых.

        8. Не разрушать грибницы.

        9. Не ловить мальков и лягушек.

       10. Не рвать паутинки.

       11. Не оставлять не затушенных костров.

       12. Не разорять муравейники.

- А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей).

- Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду, расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко и Е. Евтушенко:

           Есть на земле огромный дом

           Под крышей голубой,

           Живут в нем солнце, дождь и гром,

           Лес и морской прибой.

           Живут в нем птицы и цветы,

           Веселый звон ручья.

           Живешь в том светлом доме ты

           И все твои друзья.

           Куда б дороги не вели,

           Всегда ты будешь в нем.

           Природою родной земли

           Зовется этот дом.  (Л. Дайнеко)

                      *****

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!  (Е. Евтушенко).

III. Итоги занятия.

- Какие растения и животные считаются редкими? Почему?

- Для чего создана Красная Книга? Что означает её цвет?

- Какие правила поведения в природе вы знаете?

IV. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»

Последнее обновление: 22.02.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Оценка качества

Добрый день!

С целью повышения качества условий осуществления образовательной деятельности нашей организации просим Вас принять участие в анонимном анкетировании.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Чтобы принять участие в анкетировании пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.нсок.рф/опрос.

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"