На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Игровая экология - Хвойные деревья

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Хвойные деревья" второй год обучения (начальная школа).

 

                                               Тема: «Хвойные деревья»

Цели:

- Способствовать формированию понятия – хвойные деревья; выявить особенности хвойных деревьев, их отличия  от лиственных;

- Создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;

 - Создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение;
- Способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе

 

Оборудование:компьютер, проектор, презентация «Хвойные деревья»

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.

II Актуализация знаний.

Ребята, отгадав эти загадки, Вы легко назовете тему нашего урока:

              *****

Сотни три миллионов ей лет.
Уж давно птеродактилей нет,
Нет гигантских страшилищ давно…
Ей же, к счастью, пропасть не дано.
К нам пришла из далёких времён.
У неё много видов, имён.
Острых сабель на ней нам не счесть,
А живица полезна. В ней есть
Канифоль, скипидар, камфара,
Не страшны ей мороз и жара!
С ней легко полной грудью дышать,
Так не будем её обижать.
Но безжалостен часто топор,
А она дать не может отпор.
Но как только наступит весна,
Хвойный бор вновь посеет …(Сосна)

                  *****

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.  (Ель)

                 *****

Ему немало сотен лет.
В тулуп зеленый он одет.
Хотя в глухой тайге растет,
Ему всегда большой почет.
Ведь и для взрослых, для ребят
Он очень шишками богат.
А в шишках, что ни говори,
Орешки вкусные внутри.  (Кедр)

         *****             

 

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.  (Лиственница)

         *****

Этой бабке сто лет,
Горба у неё нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придёт смерть за старушкой —
Станет бабка избушкой. (Сосна)

                *****

Её всегда в лесу найдёшь — 
Пойдём гулять и встретим: 
Стоит  колючая, как ёж, 
Зимою в платье летнем. (Ель)

                *****

- Ребята, по отгадкам Вы догадались, что станет темой нашего урока? (Хвойные деревья). Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о хвойных деревьях.

 

- Посмотрите внимательнее на картинку слайда презентации и скажите все ли деревья на картинке можно отнести к хвойным? Свой ответ поясните.

Хвойные деревья - одна из наиболее древних групп растений, которые насчитывают порядком 300 млн лет. Представители  хвойных деревьев:  кипарис, тис, кедр, пихта, можжевельник, сосна, ель и др.   Хвойные деревья в обилии, в том или ином виде, произрастают по всему земному шару, во всех частях света. Довольно часто хвойные деревья доминируют над другими растениями.

Размеры взрослого хвойного дерева могут достигать 100 метров в высоту (самым высоким хвойным деревом считается Секвойя вечнозеленая – 115,2 метра). Кроме того, представители хвойных деревьев являются не только самыми высокими, а также наиболее толстыми - Таксодиум мексиканский (11,42 метра в диаметре), старыми - Сосна долговечная (4700 лет) и большими – Секвойя дендрон гигантский (с объемом 1486,9 м³) представителями флоры.

В России наиболее распространенными считаются ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник.

 

- Ребята, как вы считаете, лиственница относится к хвойным или лиственным деревьям? (Ответы детей)

Лиственница – это хвойное дерево. Хвоинки у нее мягкие и опадают каждую осень, как листва – отсюда и такое название этого дерева. Лиственница составляет почти половину лесов России. Древесина этого растения твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет) и очень прочная. Из лиственницы раньше делали телеграфные столбы, сваи для мостов. При строительстве Санкт-Петербурга Петр I приказал вбивать в болотистую почву сваи для фундаментов зданий из стойких стволов лиственницы.

Много прекрасных слов о хвойных деревьях сказано в стихах поэтов:

 

Пихта (Нина Шеменкова)
Зелёная вечно, не гаснет,
Наряд круглый год не меняет,

И взор не бесчувственный, – ясный,
По виду она, как святая.
Что ветры зимою студёной,
Что ураган, иль пурга?
Она же княжной урождённа! –
По сути сильна и мягка.
Покажется колкой, холодной,
А ветки коснёшься – нежна.
И видится в пихте порода,
Как в Марье Болконской – княжна!
Стоит средь сугробов глубоких,
Величественна и стройна.
Манер хоть и держится строгих, –
Красой привлекает она.

            *****

Секвойя (Ю. Насимович)
Среди небесного покоя -
стволы-гиганты, шишки, хвоя...
Тысячелетьями тянулась
ты в небо синее, секвойя!
В горах Америки твой дом -
какой большой обзор кругом!

             *****

 

Тис (Ю. Насимович)
Тис - это елочек наших собрат,
все же он виден в еловой толпе:
хвоя светлее, да ствол красноват...
Ягодный тис, расскажи о себе.
«Что ж тут рассказывать, Север суров,
прячусь я в чаще от зимних ветров
и провожу по полгода во сне,
шишечки-ягоды редко на мне.
Хвоя моя ядовита, друзья,
так что жевать эту хвою нельзя.
Мякоть моих шишкоягод едят,
но семена в этих ягодах - яд».

              *****

Туя (Ю. Насимович)
На первенство не претендуя,
растёт медлительная туя
и прячет веточки свои
в хвоинки в виде чешуи.
Она не местная гражданка,
а североамериканка.

 

                                 Викторина «Хвойные деревья»

1. Назовите 5 хвойных деревьев (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница)

2. С кем зимой дружит ель? (ель дружит зимой с клестом, дятлом и белкой)

3. Почему ели имеют форму треугольника? (Снег легко соскальзывает с них, и не ломает ветви).

4. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму иголочки? (Лиственница).

5. У сосны или у ели длиннее иголки? (У сосны)

6. Какой климат любят хвойные растения?  (Холодный климат)

7. Какие птицы питаются шишками хвойных деревьев?  (Клест, кедровка)

8. У какого хвойного дерева шишки – ягоды?  (Можжевельник)

9. Что такое фитонциды?   (Фитонциды это летучие вещества, убивающие микробы).

 

                  Физминутка:

Во дворе стоит сосна к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал, все деревья раскачал.

Ветки гнуться взад, вперёд, ветер их качает, гнёт

Будем вместе приседать: 1, 2, 3, 4, 5.

Мы размялись от души и за парты вновь спешим.

                Исследовательская лаборатория «Следопыт»

Ребята, перед вами образцы ветвей, шишек сосны и ели. Вам предстоит исследовать их и определить какому дереву принадлежат.

– Что значит “исследовать”? (найти сходство и отличие объектов).

– Чем похожи эти веточки? (записать на доске:  ХВОИНКИ, ШИШКИ).

– Итак, отправляемся в исследовательскую лабораторию.

Ставлю перед вами ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить хвоинки и шишки ели и сосны и найти отличия.

– Перед началом исследования повторим правила работы:

1.Уважать мнение товарища;

2.Не обижать и не обижаться;

3.Быть внимательным;

4.Соблюдать тишину;

5.Слушать и слышать друг друга;

6.Участвовать всем!

– Выполняя эти правила, вы достигнете хорошего результата.

– Работать будете самостоятельно в группах. Перед вами лежит план выполнения работы.

Вопросы для исследования:

1.Как расположены хвоинки у сосны? У ели? (выбери ответ: по 1, по 2).

2.Какие по длине хвоинки у сосны? У ели?

3.Сравни шишки.

– Подведем итог исследовательской деятельности. Какова была цель исследования? Какое еще открытие вы сделали? (узнали отличия сосны от ели). Повторим хором отличия веток сосны (называют девочки) от ели (называют мальчики).

– Молодцы!

 

- Ребята, все вы видели молодые сосны. Я предлагаю вам пофантазировать, сочинить свою сказку «Приключения маленькой сосенки».        

                         Сказка «Приключения маленькой сосенки»

Однажды упало сосновое семя из шишки в землю, и проросла из него маленькая сосенка. Огляделась сосенка вокруг: рядом стояли её сестры, взрослые сосны. Стала она у них спрашивать «Кто я? Зачем выросла? - Продолжи сказку. Расскажите, что могут ответить деревья сосенке.

Деревья рассказали маленькой сосенке вот такую историю.

- Ты скоро вырастешь и будешь очень _________ деревом. У тебя будет _______ ствол,_______________ шишки, ______________ иголочки. Семена сосны очень нужны ________, ___________.  Для здоровья человека очень полезен запах  ________. Сосна - ___________________ дерево! Сосенке понравился рассказ подружек - сосен и ей захотелось быстрее вырасти!

В сказке обязательно укажи:

1.Сосна – это …. дерево (хвойное или лиственное)

2.У сосны …. ствол (высокий, тонкий, мощный)

3.Ветви располагаются…..(высоко, низко)

4.У сосны…. иголки, растут …(длинные или короткие, растут парами или по одной)

5.На ветвях висят …… шишки (округлые или  продолговатые)

6.Сосна имеет прекрасную древесину, которую используют …

                 Игра «Найди лишнее и объясни почему?»

Береза, тополь, клен, можжевельник, сапоги.
Сирень, шишка, акация, шиповник, тетрадь.
Одуванчик, репей, шапка, орех, секвойя, подорожник.

- Ребята, а вы знаете о пользе хвойных деревьев для человека? (Выделяют фитонциды, из еловых почек делают целебные настои, эфирные масла, ценным считается древесина этих деревьев, живица)

- Как использует человек хвойные деревья?  (Древесина хвойных деревьев - долговечный строительный материал: деревянные дома, корабли, мебель).

О красоте и полезности хвойных деревьев можно говорить очень много, но хочется отметить, что в отличии от лиственных деревьев, хвойные растут очень медленно, нужны десятилетия чтобы маленький саженец ели вырос в большое дерево!!! Поэтому давайте будем беречь и охранять их!!!

                           *****

Существует поверье, и скажу не впервые:
Не губите деревья, все деревья живые.
Белоствольное лето, златокудрая осень - 
Вот живые ответы на немые вопросы.
Не губите березы, не ломайте рябины:
Их безмолвные слезы непорочно - невинны.
Не тревожьте покоя вечно дремлющих сосен.
Не губите осины, ели, грабы и ивы,
В ежедневной рутине им шепните "счастливо".
Приглядитесь получше, только не обижайте,
На сердца и на души грех тот не принимайте.
В тонкорунности света будем с ними честнее,
Ведь они для планеты человека роднее.
Все когда-нибудь будет, и свершится поверье...
Только помните, люди: не губите деревья!

III. Итоги урока.

1.Продолжите, ель и сосна - …. деревья.

2.А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)

3.К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)

4.Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)

5.Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)

6.Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)

7.Почему нужно беречь хвойные деревья?

IV.Просмотр мультфильма «Когда зажигаются елки»

Последнее обновление: 18.10.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Оценка качества

Добрый день!

С целью повышения качества условий осуществления образовательной деятельности нашей организации просим Вас принять участие в анонимном анкетировании.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Чтобы принять участие в анкетировании пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.нсок.рф/опрос.

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"