На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Игровая экология - Этажи леса

Занятие разработано педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Этажи леса".  Второй год обучения (начальная школа).

К разработке прилагается презентация "Этажи леса».

Рекомендуется просмотр мультфильма "Будь здоров, зеленый лес!»".

 

                                           Тема: «Этажи леса»

Задачи

Обучающие:

  • познакомить с экосистемой леса; с флорой и фауной экосистем;
  • раскрыть значение экосистемы в природе и жизни человека;
  • показать необходимость и способы охраны;
  • учить видеть красоту цветущих растений.

 Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • развивать речь, мелкую моторику рук.

 Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Этажи леса», мультфильм «Будь здоров, зеленый лес!», раскраска «Лесовичок», цветные карандаши.

 

Ход занятия:

I.Орг.момент. Игра «Кто меня слышит?»

 

II Актуализация знаний.

Предлагаю всем загадки. Отвечайте мне ребятки.
Кто ответит лучше всех, того ждёт большой успех!
*****

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!  (Лес)

*****
Весной одевается.
Осенью раздевается  (Лес)

*****

Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной. (Лес)

Слово педагога:

- Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? (Ответ детей: о лесе).

Совершенно верно. Сегодня мы отправимся в гости в лес, а сопровождать всех нас будет старичок - лесовичок! Он расскажет нам о лесе, лесных этажах и обитателях. (Все слайды презентации сопровождаются изображением старичка - лесовичка).

- Ребята, в вашем представлении, что такое лес?

Лес – это обширная территория, покрытая кустарниками и деревьями. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км².

Художественное слово  «Русский лес»

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичек.

Средь зарослей колючих покажет родничек.

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.

Течет вода – водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы.

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

 

                                                                    С. Никулин

Беседа:

 

- Кто сможет рассказать, какового значение леса? (Ответы учащихся).

Беседа старичка – лесовичка с учениками о значении леса по картинкам, представленным на слайде презентации:

1.Из растений леса получают всевозможные  лекарства. 

2.Лес – это дрова, топливо.

3. Лес снабжает человека пищей – грибами, ягодами, орехами, мясом зверей и птиц.
4. Для зверей и птиц  лес не только кормилец, но и дом родной.
5. Лес – это строительный материал, мебель.
6. Из дерева получают бумагу, на которой мы пишем.
7. Из древесины получают свыше 20000 различных изделий и продуктов.
8. Лес используют для защиты полей от засухи.
9. Там, где много леса, там полноводные реки.
10.Лес – это фабрика кислорода (1 га зеленых насаждений за 1 час может поглотить 2 кг углекислого газа, а за 1 год выделить около 10 тонн кислорода).
11. Лес – украшает нашу землю, поэтому это любимое место отдыха для  взрослых и детей.

 

Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов. Первый ярус -  это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и даже более метров. Второй ярус - это подрост. Третий - подлесок. Четвертый - травяной покров. Пятый - мхи и лишайники. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов презентации «Ярусы леса» и «Экологические ниши леса»).

 

Лес – это дом, в котором живут братья наши меньшие. Расселение обитателей лесного дома по «этажам» (ярусам) является одним из таких приспособлений. Мыши живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои  гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше;  на  разной высоте по  стволу дерева и  на  самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. При таком расселении каждому растению достается столько солнечного света, сколько оно любит, а каждому животному - достаточно пищи. В лиственном лесу пять «этажей». Основу лесного дома составляют деревья.

 

Старичок-лесовичок загадывает ребятам загадки о деревьях, которые растут на первом «этаже» (в первом ярусе). Они их отгадывают, а затем показывают их на слайде.

*****

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Сосна.)

*****

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей. (Дуб.)

*****

Стоит красавица:

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая,

Ветки плакучие, семя летучее. (Береза.)

 

*****

Осенью, как только свистнет

Зыбкий ветер - дождевик

У него зеленые листья

Покраснеют в тот же миг. (Клен.)

*****

Есть сережки,

Но не девчонка.

Есть шишки

Да не сосенка.

А живет в низинке

Около лощинки. (Ольха.)

*****

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то - медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа.)

 

Лесовичок хвалит детей за то, что они справились с его заданием, и продолжает свой рассказ. «На втором «этаже», - говорит старичок-лесовичок, - представлены такие деревья:

*****

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость.

И лесам - украшение,

И дроздам угощение. (Рябинка.)

*****

Белые душистые цветы

«Дают» черные вязкие плоды». (Черемуха.)

 

Старичок-лесовичок показывает ребятам картинки с изображением кустарников: калины, боярышника и лещины, а шиповник ребята находят сами по его загадке:

*****

Зеленые кусточки, алые цветочки.

Кочки-коготочки стерегут цветочки

А плоды в красной рубашке,

Брюшко камешками набито. (Шиповник.)

 

Старичок-лесовичок обращает внимание детей на то, что кроме кустарников на третьем «этаже» они могут видеть молодые деревца, родители которых растут на первом и втором «этажах».

Затем ученики знакомятся с четвертым ярусом. Старичок-лесовичок предлагает ребятам посмотреть под ноги и сказать, что там растет. Дети находят землянику, ландыш, пижму, чернику.

*****

На припеке у пеньков

Много-много стебельков,

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Радугами стебельки —

Собираем огоньки. (Земляника.)

*****

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

*****

В прореженном лесу и у дорог

Ты встретишь дикую рябинку.

Вместо красных ягод у нее

С июля по сентябрь

Желтые цветки собраны в корзинку. (Пижма.)

*****

Под листом на каждой ветке,

Сидят маленькие детки,

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

Старичок-лесовичок хвалит детей за хорошее знание травянистых растений, и напоминает, что нам осталось познакомиться с последним этажом леса. Пятый «этаж» состоит из мхов, лишайников и грибов.

*****

У него одна нога,

Да и та без башмака. (Гриб.)

*****

На лесных полянах, в рощах

Средь грибов расту и я.

По натуре, между прочим,

Ядовита, как змея. (Бледная поганка.)

*****

В шапке красной

Враг опасный.

Полюбуйся, погляди,

Да скорее отойди! (Мухомор.)

*****

Похож я на гриб боровик,

Но имя мое... (Моховик.)

 

Старичок-лесовичок обращает внимание детей на то, что в лесу имеется еще и «подвал». Это - почва, в которой находятся корни деревьев.

 

Упражнение «ФИЗМИНУТКА»

Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём, 
И в розвалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее:
Раз, два, раз, два –
Позади уже вода.

 

Дидактическая игра «Деревья, кусты, цветы»

 

Ведущий предлагает послушать названия цветов, кустов и деревьев и одновременно выполнять разные движения. Например, если назван цветок, дети должны похлопать в ладоши, если назван куст - потопать ногами, а если дерево - то попрыгать. Если участник неправильно выполняет задание, ошибается, то с него берется фант, т. е. в конце игры он должен рассказать стихотворение, спеть песенку или загадать загадку о растении.

 

Цветы                                           Жасмин

Ландыш                                        Сирень

Ромашка                                       Рябина

Незабудки                                    Малина

Колокольчик                                Смородина

Сирень                                          Пижма

Боярышник                                  Одуванчик

Деревья                                         Мать-и-мачеха

Сосна                                             Кусты

Береза                                            Калина

Дуб                                                 Шиповник

Ель                                                 Липа

Тополь                                           Яблоня

Клен                                               Роза

 

Старичку-лесовичку понравилась игра детей, и он решает, что пора поговорить  о других обитателях леса. Животные также занимают определенные «этажи». Для них лес, словно многоэтажный дом с многочисленными квартирами.

*****

Дом открыт со всех сторон,

В доме тысяча колонн,

Над колоннами - шатры,

Под колоннами ковры.

Там живут и на коврах,

На колоннах и шатрах.

 

Старичок-лесовичок рассказывает детям, какие животные на каком «этаже» живут. На первом «этаже» живут иволга, сойка, белка, а также насекомые и гусеницы. Детям предлагаются такие загадки:

*****

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в густом лесу. (Сойка.)

*****

Прилетает иволга

В рощи позже всех,

И гнездится иволга

В рощах выше всех.

С ветром повстречается:

«Как бы не унес!»

На гнезде качается

В зелени берез. (Иволга.)

*****

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка.)

*****

В дуплах селятся дятлы, поползни, горихвостки.

Он по-рабочему одет —

Удобно, просто, ловко,

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел.)

*****

Чей напев с концовкой разной,

То синицей прозвенит,

То весничку передразнит,

То зарянку повторит.

Черно-рыжая манишка,

Подвижной с рыжинкой хвост.

Скажет вам любой мальчишка: Это ...(Горихвостка.)

*****

На третьем «этаже», в кустарнике живут дрозд, снегирь, славка. Загадки и стихи о жителях кустарникового яруса.

 

Там, где растут травы - селятся мухи, пчелы, осы, птицы, бабочки, муравьи. Старичок-лесовичек читает стихи и загадки.

*****

Расту червяком, питаюсь листком.

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но с новой весной я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю, как птичка порхаю. (Бабочка.)

*****

Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы.)

*****

Хоть она и жалит больно,

Но работой мы довольны. (Пчела.)

*****

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети,

Кто расставил сети? (Паук.)

*****

Не найдешь на белом свете

Силачей таких, как эти,

Трудовой такой семьи.

Кто же это? (Муравьи.)

 

Под землей живут кроты, личинки насекомых, некоторые гусеницы, дождевые черви, жуки. Детям загадываются загадки о подземных обитателях.

*****

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда,

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (Крот.)

*****

Волосата, зелена,

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница.)

 

Старичек – лесовичок обращает внимание учеников, что им пора возвращаться с лесной прогулки. И дает напутствие детям: «Ребята, мы хорошо отдохнули в лесу, узнали, кто и где из лесных обитателей живет. Обязательно приходите в гости в лес и не забывайте, что его нужно беречь! Давайте вспомним, отчего и почему необходимо охранять лес? Вспомните правила поведения в лесу» (Ответы учеников)

                            

Пальчиковая гимнастика «Белка»


Сидит белка на тележке. (В самом начале кулачек сжат)
Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

 

«Раскрасим старичка - лесовичка»

 

Ученики получают раскраску «Лесовичок» и раскрашивают его.

III. Итоги занятия.

- Каково значение леса?

- Какие «этажи» существуют в лесу? Назовите лесных жителей каждого этажа.

- Почему надо беречь лес? Каковы правила поведения в лесу?

 

IV. Просмотр мультфильма «Будь здоров, зеленый лес! »

Последнее обновление: 21.11.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Ц в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Оценка качества

Добрый день!

С целью повышения качества условий осуществления образовательной деятельности нашей организации просим Вас принять участие в анонимном анкетировании.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Чтобы принять участие в анкетировании пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.нсок.рф/опрос.

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"