На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Игровая экология - Пищевые цепочки

Занятие разработано Хлебас Ю.В., педагогом дополнительного образования МБОУ ДО ЦДТ г. Усть-Илимск

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Игровая экология»

Второй год обучения (начальная школа) Продолжительность 45 мин.

Тема: Пищевые цепочки

Цель: дать понятие о пищевых цепях, познакомить с экологической пирамидой.

Задачи:

- показать необходимость каждого звена в пирамиде жизни;

- развивать умения внимательно воспринимать информацию, рефлексировать свою деятельность;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

Материалы: Карточки с изображением «золотого ключика», «хрустальной туфельки», «азбуки», «корзинки с подснежниками», травоядных и хищных животных, растений, печенье.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

Что случилось?

Что случилось?

С печки азбука свалилась.

И рассыпались все сказки.

Не собрать их без подсказки.

К тому же все герои сказок растеряли свои вещи. Вспомните героя и название сказки. Кому принадлежит корзина с пирожками? (картинка)

Золотой ключик?

Хрустальная туфелька?

Азбука?

Корзинка с подснежниками?

2.  Изучение новой темы

- Как вы думаете, что такое пищевая цепочка? (ответы детей). Это не цепочка из баранок или бубликов. А что это мы узнаем сегодня на занятии.

 

Игра «Алфавит»

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить алфавит. На доске набор цифр, каждая из которых соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Например, 1-это буква А, 2-буква Б и т. д. Задача расшифровать буквы, и в тайне от других составить из них как можно больше названий диких животных, растений. Одну и ту же букву можно использовать несколько раз. Время ограничено.

Игра «Угадай кто я?» Ведущим в этой игре становится тот участник, который составил наибольшее количество слов в предыдущей игре.

Помните, что слова мы составляли в тайне друг от друга. Ведущий из списка составленных слов выбирает себе роль, например – волк, и описывает это животное. Задача участников игры догадаться о ком идет речь? Угадавший, становиться следующим ведущим.

- Молодцы! Я предлагаю вам карточки с изображением животных, растений. Выберите себе роль для следующей игры. (ребята выбирают карточку для себя).

- Тот, кто стал хищным зверем – рычите.  Травоядные – замычите. Растения – покачайте головой.

Игра «Пирамида жизни»

- Как вы думаете без чего не было бы жизни на Земле? (Ответы детей). Откуда Земля получает энергию? – Правильно, От Солнца! Если бы вдруг не стало Солнца, на Земле, в тот же миг, в ту же секунду не стало бы и жизни. А кому в первую очередь необходима энергия Солнца? (Обсуждение, ответы детей). Растениям, правильно.

А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные используют их для своего питания. Все «растения» встаньте на четвереньки в линию близко друг к другу. Все «травоядные» встаньту в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встаньте на скамейку и за  «травоядными».

Пояснения: может оказаться, что в группах верхнего уровня больше детей, чем в группе растений; ведь гораздо интереснее быть медведем или лосем, чем одуванчиком или мышкой. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды (и, соответственно, незначительном количестве желающих быть у ее основания!) очень трудно построить устойчивую пирамиду. Нужно предложить некоторым «хищникам» «понизить свой статус». Пусть учащиеся сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов. Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть число членов этого уровня.

- А теперь, внимание, я убираю одного или двух ребят из основания пирамиды. Что происходит? Наша пирамида становиться не устойчива, может упасть. Равновесие нарушается! Теперь мы видим, что будет, если вырубать леса, истреблять животных – все это отразиться на равновесии природы.

Игра «Пищевая цепочка»

Перед началом игры одному ребенку предлагаю роль Солнца.

- Солнце держит тарелку с печеньем - это энергия. Как мы уже выяснили, первыми энергию Солнца используют растения. Каждому растению ведущий передает по три печенья. Одно печенье каждое растение съедает - эта часть полученной от Солнца энергии расходуется на поддержание жизненных процессов растения, остальные два печенья передаются травоядным. Часть энергии (одно печенье) травоядные расходуют на себя, а часть (второе печенье) – отдают хищникам. Вот мы с вами и показали как распределяется энергия в природе. Скажите, почему роль растений так важна на Земле? (ответы детей).

3. Закрепление

Обозначается игровое поле. По жребию ребята вытягивают роли в игре. Каждый этап игры обсуждается.

- По моему сигналу хозяин пищевой цепочки должен найти и поймать свою вторую половинку. Например, белка-орехи…

Первая часть игры. Пищевые цепочки из двух звеньев.

Белка-орехи. Заяц-морковь. Пингвин-рыба. Сова-мышь. Харек-змея. Уж-лягушка. Олень- Мох.

Вторая часть игры. Пищевые цепочки из трех звеньев.

Харек-уж-лягушка. Белый медведь-тюлень-рыба. Волк-олень-мох. Соболь-мышь-зерно.

Лиса- заяц-морковь.

Подводим итог. Церемония награждения (награда энергия солнца).

4. Рефлексия

На доске не законченные предложения. Продолжить фразу:

-        Мне было интересно…

-        Мы сегодня разобрались….

-        Я сегодня понял, что…

-        Мне было трудно…

На следующем занятии я хочу  …

Последнее обновление: 04.03.2014

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"