На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Родительская поддержка детей-выпускников

Лучший способ сделать детей хорошими –

это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

 

В школах России начинаются выпускные экзамены: основной государственный экзамен, единый государственный экзамен.

Выпускники испытывают при сдаче экзаменов следующие возможные трудности:

  1. процессуальные. Они обусловлены недостаточным знакомством с  процедурой, отсутствием опыта сдачи экзаменов;
  2. личностные. Они обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями;
  3. познавательные. Они связаны с особенностями переработки информации в ходе экзамена, со спецификой работы с тестовыми заданиями.

Поэтому от взрослых учащиеся выпускных классов ждут определенную помощь. А именно:

  • проигрывание ситуации экзамена и помощь в выработке индивидуальной стратегии деятельности;
  • получение информации о государственных экзаменах, акцентирование их позитивных сторон;
  • помощь в выработке адекватной самооценки;
  • понижение субъективной значимости экзаменов и работа с экзаменационной тревожностью;
  • содействие в выстраивании жизненных планов и стратегии на успех.

Изменения приказов о сдаче ОГЭ, ЕГЭ, постоянно меняющиеся правила заполнения бланков и вариантов тестовых заданий и много других моментов, касающихся экзаменов, тревожат учащихся, их родителей и учителей.

ЕГЭ вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей. ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость. Выпускник, находясь в постоянном волнении, напряжении, испытывая повышенные умственные нагрузки, имеет все шансы впасть в состояние, которое может не только существенно снизить работоспособность, ухудшить самочувствие и снизить самооценку, но и блокировать так необходимые для сдачи экзамена возможности учащегося

Учащиеся 9-х классов более спокойно относятся к государственному экзамену, так как он в большинстве случаев является для них всего лишь проверкой актуального уровня знаний, своих возможностей, своеобразной репетицией ЕГЭ.

Очевидную иррациональность, ощущение беспомощности, переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности - именно эти чувства наши дети испытывают перед сдачей экзамена. Многие уверены, что результат экзамена повлияет на отношение к ним других людей, в первую очередь родителей.

По наблюдениям психологов, негативные психологические состояния у школьников наблюдаются задолго до начала экзаменов и нарастают, достигая максимума к моменту испытания. При этом могут наблюдаться острые невротические реакции.

Зачастую родители переживают экзамены своих детей гораздо острее, чем свои.

Задача родителей: создать оптимальные комфортные условия для подготовки выпускника и помогать ему. В чем заключается помощь?

1. «Заражайте» своего ребенка самообладанием. Управление своим состоянием, настроением родителем помогает старшекласснику самоорганизовываться.

2. Разговаривайте с ребенком о разном, смотрите вместе на мир широким взглядом. «Зацикливание» на процессе подготовки и результатах экзаменов повышает тревожность, снижает память, ограничивает мышление. Вследствие, теряется быстрота, гибкость, оригинальность и разработанность в решении тестовых заданий, творческих задач.

3. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Тактично вместе с ним отработайте здоровый режим дня, исходя из правила: интеллектуальный труд будет  продуктивным только при чередовании разных видов деятельности, 8 часовом сне.

4. Обеспечьте здоровое и своевременное питание.

5. Личным примером показывайте ежедневные занятия физкультурой, активные прогулки на свежем воздухе (лыжи, ходьба, футбол и др.). Совместные физкультурно-оздоровительные занятия дают благодатную возможность еще и для общения друг с другом. И вы с большим теплом будете об этом вспоминать.

6. Актуализируйте или освойте вместе приемы и способы релаксации:

  • водные процедуры, баня, массаж;
  • слушание классической музыки;
  • любование красотой (природа, фильм и др.).

7. Верьте в ребенка. Каждый день, независимо от успехов, говорите ему: «Умный! Красивый! Все идет наилучшим образом!».

У ребенка должна быть постоянная уверенность, что родители - это надежная поддержка, что они принимают, понимают во всех ситуациях.

8. Помните, что желание сделать ребенка исполнителем родительских амбиций и мечтаний, приведет к сложностям. Плодами такого воспитания могут две перспективы. Либо вырастут люди без своей воли к жизни, равнодушные и скептически настроенные. Либо перфекционисты: ненасытные, не готовые понизить планку, желающие все и сразу. Женщине будет легче - она имеет выбор, привыкла комбинировать роли. Женщине легче быть посередине, она спокойнее переносит неуспех, переключается на другую работу, менее престижную, хуже оплачиваемую. А мужчине свойственно иметь одну цель, и не достичь ее - значит, не состояться.

У ребенка своя жизнь, свои выборы и никакие распрекрасные родители не могут и не имеют права заменять человеку мир.

9. Сравнивать результаты экзаменов своего ребенка с результатами ровесников нельзя. Экзамен - это не только объективная оценка труда ребенка, это и влияние множества факторов. Например, сиюминутное физическое состояние, шум за окном, неблагоприятная обстановка в семье и в классе, неудачный личный опыт и др.

Возможные стрессовые ситуации при сдаче выпускных экзаменов в основном связаны с особенностями нервно-психической устойчивости ученика. Состояние, в котором находится старшеклассник в это время, психологи называют «стрессом развития». Перед учащимися стоят несколько серьезнейших задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор области будущих профессиональных интересов, автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость.

Несмотря на юношеский оптимизм, нашим учащимся просто необходима стабильная обстановка в процессе подготовки к экзаменам, понимающие родители и педагоги.

Желаем родителям и учителям запастись тактом, понимаем и доверием к выпускникам, а ребятам - чтобы стресс, возникающий в процессе подготовки и сдачи экзаменов был исключительно конструктивным, помогающим мобилизовать все свои интеллектуальные, психические и физические ресурсы для получения максимально высокого результата.

 

Копылова Е.В., руководитель ГМО педагогов-психологов

Последнее обновление: 28.02.2017

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"