На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Составление и содержание методических материалов

Методические рекомендации для педагогов

«Составление и содержание методических материалов в дополнительном образовании»

 

Составила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе

 

В соответствии со статьей 28, п.3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) образовательное учреждение дополнительного образования формирует образовательную программу из самостоятельно составленных программ и несет ответственность за эту деятельность.

Согласно п.11 приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», образовательное учреждение ежегодно обновляет дополнительные общеразвивающие программы с учетом науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Учитывая результаты практики, при обновлении программ также следует еще учитывать и особенности ресурсного обеспечения образовательного учреждения, учащихся и запросы родителей.

У педагогических работников при составлении дополнительных общеразвивающих программ, далее на основе программ – разработка конспектов занятий и мероприятий, методических пособий, –  возникают сложности в формулировании актуальности, целеполагания, ожидаемого результата, диагностики качества педагогической деятельности.

 

1. Содержание дополнительного образования

Содержание и дополнительной общеразвивающей программы и конспекта занятия, мероприятия и методического пособия должно соответствовать:

а) мировой культуре, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;

б) направленностям дополнительного образования;

в) запросам детей и родителей;

г) образовательным технологиям, выраженных

            - в формах и методах обучения,

            - методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности учащихся, диагностика индивидуальных результатов),

            - средствах обучения (материальных и методических).

Содержание должно быть таким, чтобы обеспечивать целостность развития и воспитания личности ребенка, т.е. включать в себя:

а) мотивацию к познанию и творчеству,

б) приобщение к ценностям,

в) эмоциональный комфорт,

г) развитие психических процессов, физического тела, ума и духа,

д) взаимодействие.

 

В пояснительную записку обязательно входит актуальность. При описании актуальности автор должен ответить на вопросы:

Первый вопрос – причины появления методического «продукта», почему есть необходимость в его разработке, выделить составляющие актуальности.

Актуальность отражается по нескольким составляющим:

            1) актуальность для общества – как программа (мероприятие, пособие) ориентирована на решение общественных проблем;

            2) актуальность для государства – как программа (мероприятие, пособие) отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем;

            3) актуальность для образовательной организации – как программа (мероприятие, пособие) соотносится с развитием образовательной организации, другими основополагающими программами и локальными нормативными актами образовательной организации;

            4) актуальность для ребенка – как деятельность, предлагаемая в программе (занятии, мероприятии, пособии), соответствует интересам, потребностям, возрастным особенностям ребенка, открывает возможности для его развития.

Второй вопрос – чем конкретно не устраивают имеющиеся методические материалы.

Третий вопрос – какая идея лежит в основе методического материала.

Нельзя:

1)перечислять документы различного уровня без необходимости и комментариев;

2)делать большое количество ссылок на документы и объемные выдержки.

 

Нужно делать ссылки на источники, если используем цитаты и статистику.

 

2. Отличительные особенности методических материалов от уже существующих материалов

На описание отличительных особенностей методических материалов от уже существующих материалов в пояснительной записке оформляется абзац. В данном абзаце указать, какая программа, пособие подобного плана и направленности были изучены, что было взято частично или полностью. О предметной и методической грамотности говорят ссылки на труды и фамилии ученых, ведущих специалистов по профилю методических материалов.

На какие вопросы ответить:

Первый вопрос – чем не устраивают вас имеющиеся методические материалы данной направленности?

Второй вопрос – на решение какой проблемной ситуации направлены методические материалы?

Третий вопрос – что вы предлагаете, как автор методических материалов?

Четвертый вопрос – интеграция с другими методическими материалами.

Пятый  вопрос – на каких теоретических положениях основывается ваша разработка?

 

3. Целеполагание

Цель – это предполагаемый результат, который достигается за указанный срок и под-крепляется всеми ресурсами образовательной организации;

– конкретизация идеи, содержания.

Формулировка цели должна быть понятна и лаконична.

Ошибки в формулировании цели:

  1. Цель не связана с идеей и содержанием программы, конспекта занятия и мероприятия, пособия.

Пример.

Актуальность

Ошибочная формулировка цели

Важность и ценность сохранения и укрепления здоровья

Гармоничное развитие ребенка

Ценность ЗОЖ

Привлечение в спортивное мероприятие

 

  1. Цель непонятно и неграмотно сформулирована, глобальна, не отражает конечный результат, не соответствует временным рамкам.

Пример: «Формирование культуры мира у детей». «Воспитание готовности подростков к служению государству и обществу», «Воспитание к выполнению обязаннсотей по защите Отечества».

  1. Формулировка цели имеет большое количество смыслов, смешивает разные понятия, нет сути.

Пример: «Воспитание толерантного отношения и культуры ЗОЖ».

        

Формула цели = глагольное сказуемое, словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического  взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.

 

Глагольное сказуемое, словосочетание – формирование, развитие, актуализация, обогащение, приобщение, совершенствование, обеспечение, содействие, вовлечение.

Следует учитывать, правила применения глагольных сказуемых «формирование, развитие»:

формирование – того, что приобретается;

развитие – того, что врожденно.

Предмет педагогического  взаимодействия – на что направлено формирование, развитие личности ребенка. Это составляет суть программы, занятия, мероприятия.

Например: лидерская позиция, ценность …, … чувства, опыт …, … потенциал.

Объект педагогической деятельности – ребенок, педагог, родитель и др.

Ведущее средство – какая-либо деятельность (журналистская, театрализованная, творческая, туристско-краеведческая.

Пример цели по формуле: «Формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность».

 

Конкретизация цели осуществляется через определение задач. Задачи устанавливают последовательность выполнения действий и применения механизмов по достижению цели.

В педагогической практике есть 3 золотых правила по формулированию задач:

1 правило – задача уже по содержанию и смыслу, чем цель;

2 правило – задач – это ответ на вопрос: «Что делать?». Поэтому задача начинается с глагола неопределенной формы. Задача описывает, что необходимо сделать с конкретными видами деятельности и средствами;

3 правило – задачи – это этапы достижения цели, алгоритм действий или смысловые направления.

             

4. Возраст учащихся

Если указываем большой возрастной диапазон, то в содержании необходимо указать дифференциацию деятельности или определить доминирующий возраст.

Например, рассмотрим дифференцированные воспитательные задачи.

6-7 лет

1) овладение пространством человеческих отношений;

2) формирование эмоциональной грамотности.

7-9 лет

1) приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;

2) развитие у детей навыков самоконтроля и –регуляции;

3) усвоение детьми моральных норм, ценностей и правил поведения;

4) формирование эмоциональной грамотности;

5) содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.

10 лет

1) развитие у ребенка навыков сотрудничества со сверстниками;

2) формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;

3) формирование уверенности в себе.

11-12 лет

1) формирование интереса к другому человеку как к личности;

2) развитие интереса к себе;

3) формирование навыков самоанализа;

4) развитие и укрепление чувства взрослости;

5) развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

13-14 лет

1) формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

2) овладение способами регуляции поведения, эмоций;

3) формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;

4) формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;

5) развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;

6) развитие позитивного отношения к себе.

 

5. Ожидаемый результат

Ожидаемый результат выходит из каждой задачи. Он раскрывается конкретно

- в знаниях, умениях и навыках. Они приобретаются;

- в личностных качествах. Какие личностные качества подлежат развитию?

1. Когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

2. Креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувство движений, прогностичность, критичность, наличие своего мнения.

3. Оргдеятельностный (методологические) качества – способность осознавать цели учебной деятельности и умение их прояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

4. Коммуникативные качества – знания, умения и навыки, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать; преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта).

5. Мировоззренческие качества - эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, способность к толерантности, интеллект;

            - в ценностных отношениях. В какие отношения включен ребенок?

 

6. Критерии диагностики результата

Критерий – специфический признак исследуемого явления, и он отвечает требованиям:

1)объективный, т.е. измеряется в конкретных единицах;

2)существенный, устойчивый, повторяющийся признак;

3)необходимый, без него не обойтись;

4)достаточный – его достаточно, чтобы сделать вывод;

5)позволяет сделать характеристику объекта.

 

Критерии оценки качества реализации методического материала:

1)уровень достижения результатов;

2)уровень удовлетворенности объекта от освоения программы и пособия, образования на занятии и мероприятии;

3)качество организуемой деятельности. 

Последнее обновление: 23.06.2017

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"