На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Образовательный туризм

Методические рекомендации для педагогов

«Образовательный туризм»

 

Составила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе

 

Изменение потребностей общества настоятельно требует корректировки целей и задач образования, поиска новых подходов к организации педагогического процесса, нахождения эффективных форм и технологий.

Интегрированное, углубленное изучение отдельных предметов, развитие самостоятельности и гибкости мышления, умения творчески решать поставленные задачи позволяет применение образовательного, или педагогического, туризма.

Образовательный туризм – феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностных качеств, на формирование ключевых компетентностей.

Цель образовательного туризма: формирование ключевых компетентностей у обучающегося, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, в туристско-образовательной деятельности.

Основные задачи познавательного маршрута

  1. Формировать образовательную мобильность, которая позволяет перемещаться в поисках информационных ресурсов и подразумевает умение учиться в разных культурных средах, по разным источникам, не ограничиваясь учебниками и лекциями.
  2. Формировать культурную грамотность: культура становится базой для решения личных и социальных проблем любого уровня, основой социального действия и коммуникативной компетентности.
  3. Формировать компетенции самообразования, культурные потребности:  индивидуальные образовательные траектории, самостоятельные исследования.

 

Технология образовательного туризма выполняет классические функции:

- когнитивность,

- доступность,

- эффективность,

- научность.

Особенность технологии образовательного туризма - перенос в другое пространство и без видимого воспитательного давления; результат становится личностно значим.

 

Одно из направлений технологии образовательного туризма — организация городских познавательных маршрутов, связанных с темами учебных программ. Эта форма обучения

а) расширяет кругозор учащихся,

б) приносит практическую пользу в ознакомлении с материалом,

в) заменяет традиционный урок, обеспечивает самостоятельное «добывание» знаний из новых источников;

г) составляет полную картину из впечатлений и полученной информации.

Таким образом, можем сказать о том, что в технологии образовательного туризма соединяются образовательные формы, ценные для ребенка – наука, коммуникация и игра.

Технология наиболее эффективна при знакомстве

- с выдающейся личностью и ее творчеством, особенно при наличии в черте города или его окрестностях примечательных именных и культурных объектов: музеев, домов-усадеб, скульптурных и архитектурных памятников;

- с профессией и производством;

- с исследованием объекта, явления.

Результат применения этой технологии - отчет об увиденном, который группа учащихся составляет в письменной или устной форме, в виде фотоальбома с комментариями, видеофильма, репортажа, развернутого эссе, слайдовой презентации, выставки и т.д.

И здесь возникает противоречие: чтобы такие уроки-маршруты стали традиционными и приносили пользу, необходимо начинать их внедрение с начальной школы. Но выбор серьезной отчетной формы в таком возрасте неприемлем. Поэтому педагог должен разработать такие задания, которые были бы не только интересны этой возрастной группе, но и доступны настолько, что устный рассказ об уроке-путешествии не составил бы для них труда.

Для социальной адаптации школьникам иногда полезно оказаться в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и, наконец, распределить обязанности по отчету. Педагог может участвовать в распределении обязанностей, особенно в группах младших школьников, учащихся 5-6 классов. При этом педагог учитывает индивидуальные интересы и возможности участников, поддерживает их мотивацию и намечает динамику работы всей группы в целом.

Образовательный туризм в технологическом смысле представляет собой систему взаимосвязанных этапов, отражающих совместную деятельность педагога и учащихся. (Таблица 1. «Технологическая карта». Весь познавательный процесс разбивается на этапы:

  1. подготовительный,
  2. информационный,
  3. соревновательно-игровой,
  4. обобщающий.

Таблица 1. Технологическая карта

№ п/п

Особенности технологии

Содержание

1

Подготовительный этап - сбор в дорогу, в пути, знакомство

Задачи учащихся

Знакомство с образовательной программой путешествия; выбор группы и музея; согласование даты экскурсии

Ожидаемые результаты

Расширение кругозора, формирование потребности в искусстве

Предметные и метапредметные компетенции

Умение грамотно отбирать информацию, пользоваться интернетом и интерактивными средствами, литературой

Личностные, ценностносмысловые навыки

Формирование общекультурных познавательных, социально-трудовых и коммуникативных компетенций

Организация

Несколько предварительных уроков, посвященных теме образовательного туризма. На уроках содержание подобрано таким образом, что некоторая часть учебного материала остается нераскрытой и формулируется как вопрос или загадка, требующая ответа-разгадки в процессе экскурсии.

Педагогу необходимо заранее

- подготовить образовательные программы для разных групп, участвующих в экскурсиях, и согласовать их с родителями;

- подобрать задания, сформулировать вопросы; рекомендовать учащимся соответствующие активные и интерактивные способы накопления информации;

- разработать сценарий образовательных туров; обеспечить экскурсии сопровождением взрослых

2

Информативно-интерактивный этап

Задачи учащихся

Сбор информации и накопление материала по изучаемому вопросу

Ожидаемые результаты

Ориентирование в теме

Предметные и метапредметные компетенции

Получение информации из разных источников, обработка информации разными способами

Личностные, ценностносмысловые навыки

Уверенность в своих силах, самореализация, толерантность к поведению одноклассников; развитие интереса к культурным ценностям

Организация

Получение информации в музеях, интернете, документах; поиск ответа на вопросы педагога

3

Соревновательно-игровой этап - занимательный этап

Задачи учащихся

Подготовка собственных заданий, квестов, рисунков, организация конкурсов, викторин и участие в них, выработка оценочного критерия

Ожидаемые результаты

Расширение кругозора, формирование потребности в искусстве

Предметные и метапредметные компетенции

Развитие смекалки, логического, аналитического и художественного мышления, умение работать в команде

Личностные, ценностносмысловые навыки

Мотивация к обучению, ответственность за порученное дело; готовность к диалогу, доброжелательность. Творчество, изобретательность, креативность при ответах на вопросы. Умение работать в команде

Организация

Конкурсы, викторины, квесты и т.д., направленные на поиски ответов на вопросы, заранее заготовленные учителем и самими учащимися

4

Обобщающий этап

Задачи учащихся

Применение эффективных способов достижения результата. Анализ и оценка познавательного маршрута

Ожидаемые результаты

Углубление интереса к изучаемому вопросу; развитие нравственно-эстетических навыков. Осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм; формирование интереса к образовательным путешествиям

Предметные и метапредметные компетенции

Умение находить связь между отдельными событиями, явлениями, фактами, предметами; умение интегрировать разные виды искусства, умение самостоятельно формулировать выводы, делать обобщения

Личностные, ценностносмысловые навыки

Умение осуществлять индивидуальную поисковую и исследовательскую деятельность при работе над заданиями образовательного маршрута; понимание причины своих неудач, самооценка, рефлексия

Организация

Обмен впечатлениями на эмоционально-чувственном уровне, подведение итогов.

Подведение итогов экскурсии, сообщение по теме, которое можно поручить вести одному человеку из группы или всем по очереди, как цепочку дополнений, без повтора материала и фактов.

Это может быть своя версия ответа на вопросы педагога; краткий анализ объекта изучения; личное впечатление.

Это может быть небольшое исследование, касающееся некоторых фактов изучаемого объекта

 

На этапе сопровождения в обязательном порядке в начальной и средней школе должен быть сопровождающий. Кто им будет — педагог или родитель — решить можно лишь в конкретной ситуации.

 

Педагог должен иметь несколько вариантов познавательных экскурсий и уметь построить и наполнить содержанием поисковый, соревновательно-игровой, обобщающий (анализ результатов, презентация) этапы. Педагог составляет маршрутный лист. (Таблица 2. «Маршрутный лист») Методическая деятельность педагога при подготовке материалов к маршруту оказывает положительное влияние на профессиональное развитие автора.

 

Таблица 2. Маршрутный лист

Организация, разработавшая маршрут

Предмет, автор(ы) маршрута,
тип урока, технология

Название предмета.

Урок-экскурсия в технологии образовательного туризма

Название туристского маршрута

Общие сведения о маршруте

Пешеходный и на городском транспорте;

возраст учащихся — … лет;

продолжительность (каждого) маршрута — … часа

Район путешествия и маршруты

Название территории

а) маршрут …

б) маршрут …

в) маршрут …

 Сроки проведения маршрута

 

Последнее обновление: 18.12.2017

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"