На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Портфель первоклассника без груза родительских претензий

От родителей первоклассники ждут по-настоящему действенную помощь. В этот момент родителям надо быть особенно внимательными и отзывчивыми. Важно, чтобы родители поняли: от них в большой степени зависит, как пройдет период адаптации в школе. Родители – это опора.

Очень часто проблемы у детей начинаются в школе не оттого, что они не справляются или им неинтересно на уроках, а от стойкого ощущения, что они оправдывают ожидания родителей. Если папы и мамы ждут, что ребенку обязательно все должно понравиться и на второй день он с радостью помчится в школу, то таких родителей и как следствие их детей ждет большое разочарование.

Взрослым нужно понимать: начало чего-то нового – это всегда кризис, напряжение.

Первая задача – помочь ребенку справиться с напряжением, научить действовать в критические моменты.

Неудачи и поражения ребенка родители должны воспринимать адекватно, не впадая в состояние агрессии или отчаяния. Иначе у ребенка выработается установка, что школа – это ужас- но, тяжело, неподъемно и он не может с этим справиться. Если родители так раздражены или огорчены сложившимся положением дел, то откуда у малыша возьмутся силы и вера, что все наладится? Ведь он пока судит о себе и о мире по реакции родителей.

Негативная реакция на самого ребенка, на его способности, на его личность может оказаться пагубной. Нередко именно из-за нее ребенок начинает считать себя неудачником.

То же самое относится и к личности учителя – родителям ни в коем случае не нужно обсуждать поведение педагога в присутствии ребенка, лучше объяснить ему, почему учитель отреагировал именно так.

Вторая задача – учиться на ошибках.

Учителям и родителям стоит договориться и научить детей, что ошибки – это нормально. Какой смысл ходить в школу, если ты уже и так все знаешь? Если все время бояться сделать ошибку, то, как узнать, где нужно приложить больше усилий? Ошибка, как температура, показывает, что что-то не так.

Как поступит взрослый, если узнает, что у ребенка поднялась температура? Разве станет ругаться, нервничать, обвинять? Конечно же нет! Он станет лечить малыша теми лекарствами, которые ее снимают.

Так же и с ошибками – предпринять меры, чтобы ситуация изменилась к лучшему, а про унижение ребенка забыть.

Третья задача – избегать ожидания быстрого результата как ошибочной установки.

То есть ребенок сразу же должен стать внимательным, аккуратным, трудолюбивым. Но процесс привыкания к школе, выработка определенных навыков – это постепенный процесс.

Более того, родителям надо быть готовыми, что из-за большой эмоциональной, психологической нагрузки школьник, наоборот, в первые полгода может проявлять крайнюю забывчивость, неусидчивость, отрицание норм и правил, возможно, скрытность, зажатость или страх.       Все эти проявления вполне нормальны, постепенно они заменятся позитивными формами поведения.

Если же этого не происходит к концу первого школьного полугодия и ситуация ухудшается, стоит обратиться к школьному психологу.

Четвертая задача – заменить чрезмерная опеку родителей на поддержку.

Иногда затруднения в учебе могут вызвать у родителей страх, что ребенок не справится.             Поэтому особенно важно понимать, что все родительские страхи, неуверенность, опасения ребенок всегда принимает на себя, а с таким грузом ему ой как несладко.

Что делать, если малыш отказывается отпускать маму и не хочет заходить в класс? Здесь важно учитывать, что, скорее всего, его мучит страх быть покинутым, потеряться. Возможно, именно мамин страх, ее чрезмерная привязанность не дают ребенку отрезать психологическую пуповину и почувствовать себя отделенным.

Родителей следует понимать, что в этом случае адаптация будет проходить более болезненно, и они должны набраться терпения.

Тут важно не отталкивать ребенка (ведь его основная потребность, чтобы мама была рядом), а дать с собой какую-то уютную мамину вещь. Дома можно поиграть: малыш будет мамой, а мама – ребенком, чтобы он учил «будущего школьника» не бояться оставаться без мамы.

Со стеснительными, боязливыми детьми педагогу лучше знакомиться лично, упомянуть о своих детях или домашних питомцах. Тогда в восприятии робких детей учительница становится не каким-то официальным лицом, а человеком своим, домашним.

Пятая задача – помнить родителям, что все дети в семье разные.

Родителям нельзя сравнивать старших братьев и сестер с младшим ребенком, он другой.             Помнить, что младшим детям свойственно больше экспериментировать, манипулировать, делать все по-своему.

Нельзя отягощать ожиданиями и себя, и ребенка, что младший будет так же хорошо учиться, как старшие, или же, наоборот, возлагать на него последнюю надежду, если брат или сестра учится плохо.

Понимать: младшим тоже надо давать возможность научиться самостоятельности.

Кстати, когда в школу идет младший ребенок, старшему часто это не проходит даром. Ему сразу же отводится роль опекуна. Все знают, как не любят этого дети. Но здесь важно не впадать в крайность: конечно, нет ничего зазорного в том, что, если надо, старший поможет. Однако родители часто поручают старшему присматривать за младшим как прямую обязанность. Вот этого делать не стоит: такое распределение ролей надолго задержит формирование важных личностных качеств у второго ребенка и существенно урежет свободу первого.

Одной из причин трудностей адаптации может оказаться слишком восторженное описание школы родителями. Желая заинтриговать ребенка, они внушили ему, что школа чуть ли не Диснейленд. Или, наоборот, все время напоминали, что скоро учиться, а он и шнурки не умеет завязывать, и читать не хочет, и вообще редкий оболтус. В обоих случаях реальность слишком сильно расходится с ожиданиями.

Лучшее, что могут сделать родители – верить в ребенка, не поддаваться на манипуляции, быть последовательными и одновременно чуткими, это поможет первокласснику войти в школьную жизнь максимально мягко.

Хорошим началом может стать семейное празднование дня 1 сентября.

Распорядок новой жизни не должен обескуражить ребенка своей суровостью, пусть он по-прежнему много гуляет, играет с друзьями, имеет свободное время. Чувствует, что его воспринимают не только как ученика, но и как ребенка, только с еще большим уважением и пониманием.

Педсовет втроем. Педагогу, организуя взаимодействие с родителями, хорошо бы помнить, что оно должно быть неформальным и конструктивным.

Учителю следует предложить родителям рассказать об особенностях ребенка, от которых может зависеть его комфорт в школе. Конечно, учитель должен знать и о существенных отклонениях ребенка и о возможной эмоциональной нестабильности. В некоторых случаях необходимо, чтобы учитель знал и о семейных коллизиях. Важно, чтобы учитель понимал причины неадекватного поведения и мог правильно построить общение с учеником.

А ребенок при общении родителей и учителя должен четко знать: родители пришли в школу помочь ему, а не проконтролировать с целью наказания.

Современные психологи считают, что проблемы школьника учитель должен обсуждать с родителями в присутствии ребенка. В таком случае у него не будет чувства, что взрослые ополчились против него и что-то скрывают. Если мы намерены научить ребенка быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, то должны принимать его как личность и в трудных ситуациях дать возможность пояснить, уточнить, знать, в конце концов, что вообще происходит.

Последнее обновление: 02.09.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"