На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666682, Иркутская обл., г.Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.

Тел / факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

| |

Общение, не приводящее к разобщению

Рекомендации для педагогов и родителей

«Общение, не приводящее к разобщению»

(по материалам Томас Гордона, Ноэля Берча)

 

Томас Гордон рисует наглядную модель «окна поведения» в виде прямоугольника, разделенного на три горизонтальные полосы.

Верхняя – проблемы ученика, внизу – проблемы учителя (родителя), а середина – беспроблемная область, в которой дети «позволяют себя учить». И чем больше педагог (родитель) сможет расширить ее, тем эффективнее будет взаимодействие на занятии.

Язык неприятия включает в себя двенадцать барьеров на пути общения. Их объединяет то, что все они не способствуют общению; делают невозможной беседу, замедляют, приостанавливают или полностью прекращают двухсторонний обмен, который необходим, чтобы содействовать решению проблем школьника, мешающих учебному процессу. Они содержат суждение, оценку или назидание, указание на недостатки, неумение или глупое поведение ученика. Взрослые иногда делают попытки облегчить положение ученика – сделать так, чтобы он не замечал проблемы, или просто убедить его, что проблемы вовсе не существует, или отвлечь ученика от предмета обсуждения или вообще не обсуждать данную проблему. Также применяют такую манипуляцию, как вынуждение детей занимать глухую оборону.

Когда учитель (родитель) что-нибудь говорит ученику, то он при этом всегда что-нибудь говорит об ученике. Каждая фраза выдает то, что вы думаете о нем. Поэтому любая беседа может быть и конструктивной, и деструктивной для ваших с ним отношений.

1. Приказ: «Хватит жаловаться, задание должно быть выполнено!»

2. Предупреждение, угроза: «Давай работай, если хочешь получить хорошие оценки за этот год!»

3. Морализация, просьба: «Раз ты пришел в школу, ты должен учиться. Все свои проблемы оставь дома».

4. Совет, предложение: «Тебе следует выработать правильный распорядок дня. Тогда ты будешь все успевать».

5. Поучение, назидание, убеждение, приведение примеров: «Давай разберемся в твоих делах. До конца учебы осталось так мало времени, а ты еще не освоил и половины программы».

6. Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «Ты просто ленишься!»

7. Высмеивание, придумывание прозвищ, уподобление: «Ты ведешь себя, как четвероклассник!»

8. Интерпретирование, анализ, диагноз: «Ты просто не хочешь делать это задание!»

9. Похвала, согласие с учеником, поощрение оценкой: «Ты все знаешь. Уверен, что ты в конце концов выполнишь это задание».

10. Стремление подбодрить, войти в положение, утешить, поддержать: «Ты не первый оказываешься в таком положении. Мне тоже в свое время не нравились трудные задания. Но если начать его делать, оно уже та ким трудным не покажется».

11. Задавание вопросов, выяснение, допрос, перекрестный допрос: «Тебе это задание показалось трудным?», «Сколько времени ты потратил на это задание?», «Почему ты до сих пор не попросил помощи?», «Сколько часов ты делал это задание?»

12. Уход от темы, попытка отвлечь ученика, сарказм, высмеивание, смена темы: «За будь. Давай лучше поговорим о чем-нибудь более приятном», «Сейчас не время», «давай вернемся к теме нашего урока», «Похоже, ты сегодня утром встал не с той ноги».

Эти двенадцать категорий психологи рекомендуют избегать при работе с детьми. При общении с детьми следует использовать другие методы – не побуждающие их замыкаться в себе, ощущать свою вину или неполноценность, снижать самооценку, занимать круговую оборону, испытывать не довольство собой и т.п.

Учителя обычно не согласны с тем, что похвала может помешать общению. Но если учитель хвалит ученика, чтобы изменить его поведение, есть вероятность, что тот не поверит в искренность сказанного.

Что касается вопросов, адресуемых ученику, то здесь все довольно просто: психологи давно пришли к выводу, что при наличии у человека проблем это ставит барьер в общении. Ведь люди обычно воспринимают как угрозу, когда кто-то слишком глубоко копается в их чувствах,  – особенно если они не готовы свои чувства ни с кем делить. Человек замыкается, когда кто-то без спросу вторгается в его внутренний мир.

Некорректные, заданные наугад вопросы могут вывести человека из себя – они обычно кажутся ему проявлением пустого любопытства. Поэтому спрашивающему очень легко нарваться на ответ: «Это никакого отношения к моей проблеме не имеет». К тому же вопросы сужают круг тем, на которые человек, имеющий проблему, хочет говорить, до темы заданного вопроса, а она может и не касаться сущности проблемы.

Например, ученик говорит учителю: «Ни как не могу решить, что мне делать после школы – учиться дальше или пойти работать?» – и слышит в ответ: «Для тебя это вопрос денег?» Таким образом, учитель «программирует» дальнейший разговор о деньгах, тогда как для ученика проблема, вполне вероятно, совсем в другом. Он сомневался в своих способностях, или, может быть, не хотел уезжать и оставлять свою подружку, или просто никак не мог выбрать специальность... может быть множество других причин.

Дело в том, что вопрос не позволяет услышать настоящую причину переживаний ученика. Вопросы устанавливают границы и ограничивают возможности. По сути, вопрос определяет направление беседы и мешает ученику самому решить возникшую проблему.

Двенадцать реакций, препятствующих общению, считаются частью языка неприятия, поскольку сообщают человеку, находящемуся в проблемной ситуации, что он обязан измениться.

Они также могут сообщать, что само наличие проблемы недопустимо, и обвинить человека в ее возникновении.

Некоторые типы реакций говорят собеседнику о том, что его проблема вас совершенно не волнует.

Таким образом, ясно, что язык неприятия не делает человеческое общение крепче. Но есть ли альтернатива перечисленным двенадцати реакциям? Да – есть!

Прежде всего, надо принимать другого человека таким, какой он есть. Это важный фактор установления отношений. Когда человек ощущает, что он приятен другому человеку, то у него появляется стимул изменить себя в лучшую сторону, реализовать свой потенциал.  Подростки часто становятся такими, какими их видят взрослые.

Язык приятия позволяет ребенку раскрыться, позволяет ему поделиться своими переживаниями и проблемами. Приятие одного человека другим способствует росту личности и благотворным изменениям.

И наоборот, неприятие человека заставляет его замыкаться в себе, чувствовать себя неполноценным, ощущать постоянный дискомфорт.

Принять другого человека таким, какой он есть, – это, по сути, продемонстрировать ему свои любовь и уважение. Психология как наука еще только начинает осознавать огромное значение ощущения себя любимым. Но уже очевидно, что это ощущение способствует развитию сознания и тела, и, возможно, это самое главное средство для лечения психологических и физических травм. Приятие как раз и способствует созданию такого ощущения. При этом не надо думать о приятии как о статическом состоянии сознания, внутреннем отношении или чувстве.

Конечно, приятие возникает изнутри, но в действенную силу оно превращается лишь в случае активной демонстрации. Человек не будет уверен в том, что его принимают, до тех пор, пока ему многократно это не продемонстрируют.

Людям лучше всего понять и принять, помочь другому человеку можно, лишь научившись правильно слушать. Молчание, как это ни покажется удивительным, способно на многое.

Выслушивание  – это один из самых эффективных инструментов психотерапии. Оно приглашает человека, обремененного проблемами, к разговору, способствует катарсису и высвобождению чувств и эмоций; оно сохраняет инициативу за пациентом и заставляет его глубже анализировать свои чувства; оно говорит пациенту о вашей готовности оказать помощь и сообщает ему, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми его заботами…

Пассивное выслушивание – это мощное невербальное средство, которое позволяет ученику ощутить приятие учителя и поделиться с ним своими проблемами. Ученик не будет говорить с вами о том, что его тревожит, если беседу направляете вы.

Однако надо помнить, что хотя молчание и не демонстрирует неприятие, оно в то же время не показывает, что вы действительно внимательно слушаете собеседника. Поэтому в разговоре, особенно во время пауз, полезно использовать невербальные и вербальные намеки на то, что вы внимательно слушаете собеседника.

Мы называем такие намеки «подтверждающей реакцией». Утвердительное покачивание головой, наклон вперед, улыбка, движения бровями, жесты позволяют ученику понять, что вы его действительно слушаете. Вербальные подтверждения – например: «Ага», «Ах!», «Понимаю», – также говорят ученику, что вы относитесь к нему с вниманием, заинтересованностью, приятием и ждете продолжения рассказа.

Иногда ученика необходимо подбодрить, чтобы он не замкнулся, рассказал о себе больше или вообще начал говорить. Такие обращения к ученику называются «отмычками». Например: «Не хочешь ли ты продолжить рассказ?», «Очень интересно. Не хочешь ли продолжить?», «Похоже на то, что ты к этому неравнодушен», «Мне интересно то, что ты говоришь».

Заметим, что фактически это вопросы, не требующие ответа. В них не содержится оценки того, о чем идет разговор.

Последнее обновление: 07.11.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Поддержка

Оценка качества

Добрый день!

С целью повышения качества условий осуществления образовательной деятельности нашей организации просим Вас принять участие в анонимном анкетировании.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Чтобы принять участие в анкетировании пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.нсок.рф/опрос.

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"